Минфин России теоретически может в 2023 году направить на покупки валюты свыше 900 млрд рублей, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на имеющийся у нее проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» и на источник, близкий к правительству.
Так, документ предполагает дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета в следующем году на уровне 939 млрд рублей. По словам собеседника издания, эту сумму теоретически можно направить на закупки валюты в целях ослабления рубля в рамках бюджетного правила (его планируется перезапустить с 2023 года, хотя пока и не во всей полноте). На практике, вероятнее всего, вряд ли вся сумма будет использована для этих целей, уточнил источник.
Бюджетное правило предполагает, что дополнительные нефтегазовые доходы, формирующиеся при превышении ценами на нефть определенного уровня, накапливаются в Фонде национального благосостояния. В 2022 году цена отсечения составляет 44,2 доллара за баррель. Но на текущий год действие бюджетного правила приостановлено, допдоходы от нефти можно направлять на финансирование приоритетных расходов бюджета. В июле сообщалось, что Минфин предложил модифицировать бюджетное правило: ориентироваться при расчете базовых нефтегазовых доходов на цену отсечения по нефти в 60 долларов за баррель и зафиксировать объем ее добычи на уровне 9,5 млн баррелей в сутки.
Деньги на интервенции и не только
По данным источника «Ведомостей» в Кабмине, решено утвердить в бюджете не цену отсечения (поскольку нефтяные цены, как и объем добычи, могут значительно колебаться), а константную величину доходов, так называемые базовые нефтегазовые поступления, — 8 трлн рублей в 2023–2025 годах. Эта сумма как раз основана на равновесном сочетании цены в 60 долларов за баррель и уровня добычи в 9,5 млн баррелей ежедневно.
Общие нефтегазовые доходы российского бюджета ожидаются в следующие три года на уровне 8,9 трлн, 8,7 трлн и 8,5 трлн рублей соответственно, средняя стоимость российской нефти Urals — на уровне 70,1, 67,5 и 65 долларов за баррель, добыча — в объеме 490 млн тонн в 2023-м и порядка 500 млн тонн в последующие два года. Прогноз по валютному курсу — 68,3, 70,9 и 72,2 рубля за доллар соответственно.
Власти в бюджетной политике будут следовать логике бюджетного правила, заявлял ранее в сентябре глава правительства Михаил Мишустин. На 2023–2024 годы запланирован переходный период с превышением бюджетных расходов над доходами, но постепенным сокращением этого разрыва. Глава Минфина Антон Силуанов подтверждал, что предполагается постепенный выход на новое бюджетное правило в 2025 году.
Пополнение ФНБ, как следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», предусмотрено только с 2024 года, при этом в 2023 и 2024 годах средства фонда, как и в этом году, будут направляться на покрытие бюджетного дефицита — в объеме 2,9 трлн и 1,3 трлн рублей соответственно. Объем ФНБ на 1 сентября составил около 11,9 трлн рублей, к концу года прогнозируется на уровне 8,99 трлн, в 2023-м — 6,3 трлн, в 2024-м — 5,95 трлн, в 2025-м — 6,6 трлн.
При этом Минфин летом предложил направлять часть сверхдоходов бюджета от нефтегазового сектора на валютные интервенции с целью ослабления рубля. Ведомство из-за санкций не может сейчас через валютные интервенции в рамках бюджетного правила влиять на курс рубля к доллару и евро, но возможно непрямое влияние за счет покупки валют дружественных стран, говорил Силуанов. Он обращал внимание на то, что, по разным оценкам, укрепление нацвалюты на 1 рубль стоит бюджету 130–200 млрд рублей.
Эксперты о валютных интервенциях: нужны ли и потенциальный объем
Нефтегазовые сверхдоходы бюджета могут направляться на покупку валют дружественных стран при острой необходимости ослабить рубль с целью поддержки бюджетных доходов, рассуждает эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. По его оценке, текущие обороты по юаню на Московской бирже позволяют обеспечить покупки китайской валюты в рамках бюджетного правила на уровне до 200 млрд рублей в месяц.
Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев допускает, что резервы в Фонде национального благосостояния будут храниться в рублях, а валютные интервенции в рамках бюджетного правила, если они будут, прогнозирует на уровне 1–2 млрд долларов (60–120 млрд рублей) в месяц, что обеспечит ослабление нацвалюты к доллару и евро на несколько рублей по сравнению с курсами без интервенций.
Объемы биржевых торгов юанем Васильев считает достаточными для интервенций на 100–150 млрд рублей в месяц, но предупреждает, что нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться меньше ожиданий Минфина. Так, по прогнозу эксперта, стоимость Urals в 2023 году составит 60 долларов за баррель (против 70,1 доллара в бюджетном прогнозе).
Миронюк из компании «БКС Мир инвестиций» видит смысл и в перенаправлении валюты, выкупаемой с рынка в рамках модифицированного бюджетного правила, напрямую на финансирование расходов (например, на закупку импортных товаров для государственных нужд) либо на пополнение других фондов. Эта система позволит накапливать средства, но расходовать их более оперативно, указывает аналитик.
По словам директора группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства Дмитрия Куликова, покупки валюты до 2025 года теоретически возможны только за счет заимствований в рублях. Но он считает вопрос о валютных интервенциях сейчас не очень актуальным. Предполагается стимулирующий бюджет с вливанием рублевой ликвидности на рынок, а это будет оказывать ослабляющее влияние на курс рубля даже без операций Минфина на валютном рынке, объясняет аналитик.