Мошенники в III квартале 2022 года выманили у россиян почти 4 млрд рублей, всего зарегистрировано 229,8 тыс. инцидентов. При этом вернуть владельцам удалось только 3,4% похищенных средств, следует из материалов Центробанка.
Регулятор отмечает, что в целом в III квартале по сравнению с таким же периодом прошлого года число операций без согласия клиентов снизилось на 10,3%. Однако при этом общий размер ущерба, нанесенный злоумышленниками, вырос на 23,9%.
В исследовании указывается, что более половины мошеннических действий (54,1%) в июле — августе совершались с помощью социальной инженерии, при этом наибольший рост отмечен при оплате товаров и услуг в Интернете. Один из наиболее распространенных инструментов мошенничества — создание поддельных сайтов финансовых организаций или известных торговых площадок. В связи с этим в III квартале 2022 года Центробанк инициировал блокировку 3 932 противоправных сайтов, а всего за девять месяцев — более 10 тыс., что почти на 68% больше, чем годом ранее.
Что касается возврата украденных средств, то в III квартале их доля сократилась по сравнению с апрелем — июнем 2022 года и составила 3,4% (134,3 млн рублей) от общей суммы хищений.
«Сейчас банки по закону не обязаны возвращать деньги в таких случаях. Банк России вместе с участниками рынка и экспертами предлагает изменить законодательство, чтобы люди могли рассчитывать на возврат денег даже тогда, когда они были введены в заблуждение и поэтому перевели средства на счета злоумышленников. Такой законопроект уже рассматривается в Госдуме», — сообщил директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.
В III квартале Банк России инициировал также блокировку более 280 тыс. телефонных номеров, которые использовались для противоправных действий. Это превышает аналогичный показатель прошлого года в десять раз. В большинстве случаев киберпреступники звонили гражданам с мобильных номеров (выявлено 176,4 тыс. номеров, которыми пользовались злоумышленники).