Минфин предложил распространить механизм минимальной розничной цены (МРЦ) на весь алкоголь в России, сообщил «Известиям» замглавы ведомства Алексей Сазанов. Производители и эксперты рассказали, как возможное новшество повлияет на рынок.
Минимум для вина и пива
Как объяснил Сазанов, Минфин предлагает дать правительству право устанавливать МРЦ на все виды алкогольной продукции, в том числе на тихие вина и пиво. Когда воспользоваться этим полномочием, Кабмин решит «в зависимости от ситуации».
Вопрос о введении МРЦ на тихое вино уже обсуждался, и его можно рассмотреть повторно, отметили в Минсельхозе. Но инициатива должна быть поддержана Федеральной саморегулируемой организацией (ФСРО) виноградарей и виноделов России, добавили в ведомстве.
Сейчас в России установлены МРЦ на крепкие напитки (водку, виски, коньяк, ром и другие), а также на шампанские и игристые вина. Минимумы высчитывают с учетом себестоимости напитков (на основе данных производителей), наценки при отгрузке с завода, в опте и в рознице, а также других факторов.
Минфин периодически индексирует МРЦ на алкоголь. Ранее осенью ведомство предложило повысить минимальную цену за бутылку водки 0,5 литра с 261 до 281 рубля, на коньяк — с 480 до 517 рублей, бренди — с 349 до 375 рублей, а на игристое вино — со 169 до 239 рублей за бутылку объемом 0,75 литра. Обе инициативы находятся на стадии рассмотрения.
Текущие МРЦ установлены 1 января 2021 года со сроком действия до конца 2026-го. Обновленные минимумы предлагают ввести с 1 января 2023 года. В случае принятия они будут действовать до конца 2028 года.
Сколько за самую дешевую бутылку?
В сообществе производителей введение МРЦ для тихих вин обсуждается, сообщил гендиректор компании «Мое вино» Арсен Карапетян.
По его мнению, МРЦ на тихое вино должна быть ниже минимума для шампанского и игристого, но выше самой низкой цены на виноградосодержащие напитки, которую тоже стоит установить. Механизм позволит убрать с полок магазинов продукцию низкого качества и подделки, считает участник рынка. Но если МРЦ будет ниже себестоимости вина, то смысла в ней нет, добавил эксперт.
Порог в 239 рублей может быть приемлем, но отпускная цена вина из качественного винограда должна быть выше, сказал гендиректор винодельни «Фанагория» Петр Романишин.
«У вина есть себестоимость производства, невозможно в России сделать вино из винограда за 150 рублей», — объяснил вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев. Но вряд ли ритейлеры и покупатели одобрят высокую МРЦ, которая скажется на стоимости во всем сегменте, предположил эксперт. По его мнению, в этом случае покупатели начнут переключаться на слабоалкогольные напитки, которые имитируют тихое вино.
Цена бутылки вина в магазине формата «у дома» в регионах — 250–275 рублей, отметил Ставцев. Причем речь идет о средней стоимости, существенная часть напитков обходится дешевле.
В случае введения МРЦ на тихое вино «стоимость бутылки должна быть доступной для большей части населения», заявил глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Впервые МРЦ на алкоголь в России установили в 2009 году на водку, в 2011-м ввели для коньяка, в 2016-м — для шампанского. Изначально минимум обозначал границу, разделявшую легальные и фальсифицированные напитки, напомнил Дробиз. Сейчас от нелегальной продукции рынок защищает система госучета спиртного ЕГАИС, а МРЦ начала выполнять еще и социальную роль — правительство стремится сохранять минимумы на невысоком уровне, объяснил эксперт.
Комментарии