Количество звонков россиянам от телефонных мошенников вырастет к декабрю на 35% год к году — их доля составит 2,3% от общего числа, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование Тинькофф Банка. По данным ВТБ, в этом году жулики стали звонить гражданам втрое чаще.
По прогнозу Тинькофф Банка, заметнее всего число мошеннических звонков к концу года вырастет в Ростовской области (на 100% к декабрю 2021 года), Кабардино-Балкарии (на 96%), Туве (на 92%) и Хакасии (на 88%). Наибольшее количество таких звонков в декабре 2022-го, как и годом ранее, будут получать жители Москвы (4% от всех звонков абонентам). Тенденция сохранится как минимум до марта 2023 года, ожидают в банке.
Во втором полугодии активность мошенников стала снижаться, отметили в ВТБ. Злоумышленники начали отдавать предпочтение «гибридным» атакам: с использованием и звонков, и фишинговых ресурсов, отметил представитель банка.
Представители Tele2, МТС и «МегаФона» заявили, что не наблюдают роста мошеннических звонков на своих сетях. По данным Tele2, «антифрод-платформа» компании успешно противодействует злоумышленникам, они начинают чаще использовать мессенджеры.
Разработанные операторами системы работают, но из-за большого числа звонков не могут свести на нет активность мошенников, отметил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Номер вносят в систему, когда набирается много жалоб, но злоумышленники настолько быстро меняют сим-карты, что это не всегда срабатывает, объяснил эксперт.
Как вытягивают деньги
При этом наиболее популярные сценарии у телефонных мошенников остались прежними, указали в «Тинькофф»:
- чаще всего это звонки якобы из служб безопасности банков;
- также применяется схема «продавец — покупатель»: например, человек звонит по товару, выставленному на классифайде (сайты типа «Авито», ЦИАН и т. д.), выманивает CVC/CVV-коды из пуш-уведомлений и получает доступ в личный кабинет в банковском приложении;
- используются звонки и якобы из правоохранительных органов.
Часто в жульнической схеме задействованы несколько человек с разными ролями, которые передают жертву друг другу, отметили в МТС.
Тем не менее появились новые сценарии, рассказал представитель компании Group-IB, специализирующейся на информационной безопасности. «Мошенники отправляют жертве электронное письмо, СМС-сообщение, сообщение в мессенджер. В нем может говориться о крупном штрафе и о необходимости срочно связаться со специалистом организации», — описал схему эксперт.
По его словам, также мошенники активно пользуются актуальной новостной повесткой. Например, весной под видом сотрудников банков предупреждали об отключении российских банков от SWIFT и предлагали перевести деньги на «специальный счет». В сентябре звонили и представлялись адвокатами, предлагая избежать мобилизации и требуя перевести за свою работу определенную сумму в качестве залога.
Самый распространенный сценарий — звонок с предупреждениями о якобы подозрительных действиях по счету, отметил управляющий директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. В сентябре — октябре активно звонили якобы из военкомата с сообщениями о выдаче повестки.
Кроме того, с началом спецоперации мошенники стали предлагать фейковые трудовые книжки для устройства на высокооплачиваемую работу, отметил Кусков. Недавно начали звонить якобы из Минприроды с требованием перевести деньги в качестве налога на вывоз мусора. Также присылают ссылки в СМС для оплаты билетов в кино и театр на фальшивых ресурсах, рассказал эксперт.
Комментарии
<p>Подскажи каким образом оградить стариков? Телефоны у них забрать?</p>