В России запущена платформа против телефонных мошенников: как она будет работать

Дата публикации: 18.01.2023 09:27
6 215
Время прочтения: 4 минуты
В России запущена платформа против телефонных мошенников: как она будет работать

В декабре 2022 года Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ, подведомственный Роскомнадзору) запустил единую платформу верификации телефонных вызовов (ЕПВВ) «Антифрод», рассказал «Ведомостям» близкий к одному из операторов источник. Представитель ГРЧЦ подтвердил изданию, что новая система для борьбы с телефонными мошенниками начала работать.

Пока работает неполноценно

По словам представителя ГРЧЦ, к «Антифроду» подключились пока только три крупных российских оператора — «МегаФон», МТС и «ВымпелКом». Но проблему с подменными номерами получится решить только тогда, когда все операторы связи подключатся к системе. Об этом же сказал и представитель Минцифры.

«МегаФон», МТС и «ВымпелКом» подтвердили, что уже подключились к платформе. Tele2 и «Ростелеком» присоединятся в I квартале, а мониторинг контроля вызовов большей части операторов — к концу 2023 года, уточнил представитель ГРЧЦ.

Подписаться на Банки.ру в Telegram

Как планируют подключать остальных

Как объяснил близкий к одному из участников рынка источник, ГРЧЦ создает единый хаб, к нему планируют подключить уже имеющиеся у операторов антифрод-платформы, верифицировать все вызовы на сетях и тем самым, в частности, информировать Роскомнадзор.

Платформа ускорит проверку телефонных номеров и упростит получение данных об их подлинности, заключил собеседник издания. Другой источник с ним не согласился и предупредил о задержках в 5 миллисекунд при наборе номера с использованием антифрод-систем.

К хабу ГРЧЦ будут обязаны подключиться и больше тысячи мелких операторов, у которых нет своих антифрод-платформ, сказал близкий к участникам рынка источник. Но из-за наличия устаревшего (аналогового) оборудования на сетях фиксированных операторов подключить всех игроков сейчас невозможно, указал другой собеседник.

По словам одного из источников, у них могут быть три варианта действий:

  • создать свою антифрод-систему и подключиться к хабу, но это очень дорого;
  • использовать облачное решение от более крупного игрока (то есть подключиться к антифрод-платформе оператора по облаку и обмениваться информацией с другими);
  • купить коробочное решение у оператора, который уже имеет свое антифрод-решение, и синхронизироваться с остальными.

Как уточнил представитель ГРЧЦ, для присоединения операторов связи к платформе рассматриваются различные варианты — от облачного решения до безвозмездного предоставления программных средств и оборудования.

Что говорят эксперты

Запуск единой платформы для верификации телефонных номеров вполне безопасен, оценил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. Мошенники массово использовали подмену номеров, поэтому хаб повысит эффективность борьбы со злоумышленниками, заключил эксперт.

Но запуск «Антифрода» не искоренит проблему с подменными номерами, добавил начальник отдела информационной безопасности «Сёрчинформ» Алексей Дрозд. По его словам, проблемы могут возникнуть с вызовом из-за рубежа. Он может не пройти систему верификации и быть ошибочно отклонен, потому что на той стороне оператор не передает некоторые параметры, необходимые проверяющей стороне, предупредил эксперт.

К тому же есть риск, что «хороший номер» ошибочно попадет в базу, указал Дрозд. В случае подмены номер заблокируется у всех подключенных к платформе операторов, подключенных к платформе. И если какая-то компания решит навредить конкуренту, то потом может понадобиться достаточно много времени, чтобы вытащить «неугодный» номер из системы.

Кроме того, пока на российском рынке распространяется около 7,5 млн серых сим-карт, проблема со звонками с подменных номеров не решится, отметил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

Создание платформы верификации телефонных вызовов предусматривалось в законе «О связи» (№ 319-ФЗ) для борьбы с телефонным мошенничеством, который президент подписал в июле 2021 года. Система нужна для блокировки звонков и сообщений с подменных номеров.

Еще год назад «Коммерсант» обнаружил, что ГРЧЦ заказал исследование технологии против подмены номеров на сетях операторов связи. Контракт был заключен в декабре 2021-го, его стоимость составила 8,2 млн рублей, но тендер разыгрывался в закрытом режиме, и данные о победителе не публиковали.

Самые популярные кредитные карты с низкой стоимостью обслуживания

Выбор пользователей Банки.ру
Название Процентная ставка Льготный период, дней Годовое обслуживание, ₽
от 34,9% до 120 0
39% до 120 0
от 11,99% до 100 590 - 990
от 11,99% до 100 590 - 990
от 9,8% до 120 0
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Happyme
18.01.2023 12:55
<p>
запуск «Антифрода» не искоренит проблему с подменными номерами, добавил начальник отдела информационной безопасности «Сёрчинформ» Алексей Дрозд. По его словам, проблемы могут возникнуть с вызовом из-за рубежа.
Пусть хоть наших мошенников уберёт, а тех кто произносит глухо букву "Г" мы и сами отсеем.</p>
<p></p>
<p>
К тому же есть риск, что «хороший номер» ошибочно попадет в базу, указал Дрозд. В случае подмены номер заблокируется у всех подключенных к платформе операторов, подключенных к платформе. И если какая-то компания решит навредить конкуренту, то потом может понадобиться достаточно много времени, чтобы вытащить «неугодный» номер из системы.</p>
<p>
Отрегулируйте законодательство для наказания вредителей в таких случаях.</p>
2

sukraloza
18.01.2023 14:42
<p>система работает просто, из бюджета выделяются огромные средства налогоплательщиков, по тв трубят как хорошо работает система, по факту все как было , так и останется. точка. </p>
3

user-36738302190
18.01.2023 17:47
<p>Happyme,</p>
0

user-36738302190
18.01.2023 17:47
<p>sukraloza,</p>
0

Обучение

Материалы по теме