На этой неделе на рынок выходит новый инструмент — платежный стикер, который можно наклеить на смартфон, чтобы бесконтактно оплачивать товары. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты предупреждают, что у использования стикеров и других альтернативных способов оплаты есть свои сложности, а спрос на них будет ограниченным.
Первым о намерении выпустить платежный стикер заявил Тинькофф Банк еще в декабре 2022 года. Позднее о тестировании платежных стикеров рассказывали также в Сбербанке. Альфа-Банк планирует выпустить платежный стикер сегодня, 23 января. МКБ собирается сделать это «в течение пары недель».
Как это работает
Платежные стикеры оснащены NFC-чипом (Near Field Communication, связь ближнего действия). Модуль NFC представляет собой небольшую плоскую катушку с миниатюрной микросхемой и антенной, сигнал от которой принимает смартфон. Принцип его работы основан на электромагнитной индукции, а сама связь имеет совсем небольшой радиус действия.
Будет ли спрос
Спрос на стикеры предопределен тем, что клиенты смогут вернуться к привычному способу бесконтактной оплаты смартфоном, заявил руководитель «Тинькофф Кассы» Сергей Хромов. По его словам, это особенно актуально для пользователей iPhone, поскольку на данный момент в РФ нет аналогов заблокированного ApplePay.
«Это безопасно — у стикера можно настроить ПИН-код или заблокировать в случае потери», — объяснили в Альфа-Банке.
Повышенный спрос на стикеры со стороны банков наблюдают в нескольких компаниях, которые занимаются производством платежных карт. Также вырос спрос на платежные кольца, браслеты, брелоки и другие аксессуары.
В чем сложности
С использованием подобных устройств «связаны определенные трудности, из-за которых они не получили широкого распространения раньше, хотя появились на российском рынке еще в начале 2010-х годов», сообщает источник «Коммерсанта».
Например, у смартфона есть антенна, которая может войти в конфликт с антенной стикера, и тут будет важно, на какую часть смартфона или чехла окажется наклеено устройство.
«Основная сложность в том, что клиенты в случаях, когда устройство не сработало и платеж не прошел, начнут звонить в кол-центр, и если таких звонков будет хотя бы 5%, это может уничтожить всю экономику продвижения этих форм-факторов», — говорит источник газеты.
Кроме того, эксперты говорят, что новые платежные форм-факторы вряд ли смогут занять заметную долю на платежном рынке в условиях активного продвижения сервисов СБП. По мнению независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, скорее всего, такие решения останутся нишевыми.
Комментарии