Россияне предпочли открыть вклады в иностранных банках вместо конвертации своих накоплений в рубли, пишут «Ведомости» со ссылкой на статистику ЦБ. Это произошло на фоне роста рисков хранения валюты в РФ и ухудшения условий по депозитам, отмечает издание.
По последним данным ЦБ, 1 декабря 2022 года депозиты в иностранной валюте занимали 21% (8,4 трлн рублей) от всех вкладов населения (40,1 трлн рублей). Но из этой суммы в российских банках в конце года находилось только 3,5 трлн рублей, остальные 5 трлн граждане держали в зарубежных кредитных организациях.
При этом общая сумма валютных накоплений за год, несмотря на санкции, принципиально не уменьшилась. По данным ЦБ, 1 февраля 2022 года объем депозитов в иностранной валюте составлял почти 25% (9,4 трлн рублей) от всех сбережений (38 трлн рублей). Однако соотношение средств было обратным: в российских банках хранилось 7 трлн рублей, в зарубежных — 2,4 трлн рублей.
Почему валюта перетекает и что будет дальше
Несмотря на объявленную в 2022 году политику активной девалютизации, общая доля иностранной валюты на депозитах граждан вернулась в ноябре на уровень выше 20%, констатирует главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. Значит, интерес к «токсичным» валютам на самом деле сохранился, просто хранят такие накопления вне российской банковской системы, рассуждает эксперт.
Из статистики ЦБ видно, что в иностранные банки перетекла примерно половина вкладов. Сбережения в основном не переводили из долларов и евро в рубли, юани или еще какую-то альтернативную валюту, а попросту вывели из страны, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов.
Часть инвалюты переводилась за рубеж из-за опасения новых валютных ограничений, девалютизации российских банков от «токсичных» валют и эмиграции, объясняет Вячеслав Путиловский из «Эксперт РА». Сказалась и невозможность расплачиваться российскими картами за рубежом из-за их отключения от Visa и Mastercard, добавляет Михаил Доронкин из НКР. Кроме того, у резервной валюты лучший потенциал на будущее, отмечает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин.
Однако гендиректор АКРА Михаил Сухов считает, что дело не в привлекательности иностранной валюты: отток средств связан с реакцией довольно узкого круга состоятельных граждан на геополитическую ситуацию. Валютные вкладчики — это в основном богатые люди, соглашается Емельянов.
В 2023 году тенденция на переток валюты с российских счетов на зарубежные может продолжиться, прогнозирует Прокудин. Внутри страны у населения мало возможностей обналичить инвалюту, вложить или куда-то перевести, соглашается Емельянов. Но и в иностранных банках возможности разместить средства ограничены, так что масштабы их перетока за границу в середине 2023 года могут сократиться, допускает Сухов.
Комментарии
<p></p>
<p></p>