Евросоюз 14 февраля включил Россию в черный список налоговых юрисдикций, то есть государств, которые не сотрудничают с ЕС в сфере налогообложения. На каких основаниях страну поместили в этот перечень и какие последствия могут быть у этого решения, объяснили опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Что стало поводом
Россию включили в черный список, поскольку ЕС посчитал, что она не выполнила обязательство устранить спорные аспекты режима для международных холдинговых компаний в специальных административных районах (САР, так называемых русских офшорах). К тому же диалог с РФ по налогообложению оказался в тупике после начала конфликта на Украине, объяснили в Евросовете. Чтобы решить проблему, Евросоюз предложил России «улучшить свою правовую базу».
Вопросы к налоговому режиму САР возникли у ЕС еще летом 2021 года. В июне Евросовет опубликовал доклад, где назвал российские САР «вредоносным налоговым режимом», создающим нечестную налоговую конкуренцию. ЕС выдвинул два требования: чтобы компания создавала реальные офисы с сотрудниками при переезде в САР и чтобы российским холдингам также разрешили пользоваться этим режимом.
В первой половине февраля 2022 года стало известно, что Евросоюз собирается включить Россию в серый список юрисдикций из-за САР. Туда попадают страны, к которым у ЕС возникли претензии по налогообложению. Если замечания впоследствии не будут исправлены, государство переносят в черный список.
Но уже в середине февраля Госдума приняла закон о донастройке САР. Режим был открыт и для российских компаний; для применения преференций стало необходимо подтвердить реальность перевода бизнеса в САР (например, в штате должно числиться не менее 15 сотрудников, площадь офиса составлять не менее 50 кв. м).
После принятия поправок Минфин сообщил, что режим САР приведен в соответствие требованиям ЕС и оснований включать Россию в серый список больше нет.
Тем не менее спустя год Евросоюз отправил Россию в черный список. Решение приняли без консультаций с российской стороной и его причины неизвестны, отреагировали в Минфине РФ. В ведомстве отметили, что все контакты с ЕС в налоговой сфере приостановлены на неопределенный срок с марта прошлого года.
Поскольку законодательство о САР доработали, были основания полагать, что Россия не попадет в черный список, по крайней мере не так быстро, отметил партнер Kept Александр Токарев. Из-за приостановки сотрудничества по всем каналам у ЕС фактически не было технической возможности должным образом проанализировать поправки, добавила директор департамента налогов и права компании ДРТ Юлия Крылова.
Какие грозят последствия
Теперь Россия с точки зрения ЕС представляет собой офшор, не раскрывающий никакой информации европейским налоговым органам, объяснил ведущий налоговый консультант FinExpertiza Алан Тухватуллин.
Как уточнили в Минфине, нахождение в черном списке означает, что страны ЕС будут вправе применить к России «меры административного и правового характера». «Каждое государство ЕС может выбрать к применению не менее одной меры среди перечня этих двух типов, при этом применение всех мер из указанного списка одновременно не является обязательным», — рассказали в ведомстве.
В государствах ЕС действуют разные ограничительные меры, так что последствия нужно рассматривать в каждом случае отдельно, отметила налоговый партнер «Технологии доверия» Галина Науменко. Во многих странах, включая Кипр, возникнет налог на дивиденды и проценты, уплачиваемые в Россию, в Люксембурге будет ограничен налоговый учет процентов и роялти, Германия применяет максимально широкий перечень ограничительных мер, перечислила эксперт.
В частности, включение в список может привести к отказу в зачете уплаченных на территории другого государства налогов, отметил Тухватуллин.
Российский бизнес может понести значительные налоговые затраты из-за невозможности применить льготы при получении доходов из стран ЕС, а для европейских компаний сотрудничество с российскими резидентами может стать невыгодным, добавил Токарев.
Когда Россию могут убрать из списка
Список пересматривается дважды в год, и теоретически Россию могут исключить из него уже осенью. Но в действительности это произойдет, скорее всего, только после восстановления налогового диалога, полагает Крылова.
Учитывая заявление Совета ЕС, диалог по этому вопросу не будет поддерживаться европейской стороной, считает Науменко.
Комментарии
<p>Эк, надирало избранников. Не оценили.</p>