Ущерб от действий кибермошенников в прошлом году вырос непропорционально и составил 14,2 млрд рублей, рассказал Банки.ру заместитель начальника отдела защиты информации ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Ибрагимов. А больше всего финансовых потерь было зафиксировано в дистанционном банковском обслуживании.
Вырос ли ущерб
Финансовый сектор в России становится все более технологичным, дистанционные платежные сервисы активно развиваются, обращает внимание Дмитрий Ибрагимов, — люди все чаще пользуются безналичной оплатой в повседневной жизни: оплачивают товары и услуги, переводят друг другу деньги.
«Естественно, что мошенники пытаются проникнуть в эти денежные потоки и перехватить, похитить средства. Например, в прошлом году объем денежных переводов вырос на 39% по сравнению с 2021 годом и составил 1 458,6 триллиона рублей. При этом, по данным Банка России, несмотря на рост, размер ущерба от действий кибермошенников вырос непропорционально — на 4,29% — и составил 14,2 миллиарда рублей», — рассказывает Ибрагимов.
Благодаря расширению комплекса мер, которые банки принимают для противодействия мошенничеству, количество операций без согласия клиентов в отчетный период снизилось на 15,31% по сравнению с 2021 годом и превысило 870 тыс. единиц, добавляет представитель ЦБ.
Самый опасный сектор
В количественном выражении в прошлом году больше всего операций без согласия клиентов пришлось на оплату товаров и услуг в Интернете (515, 88 тыс. операций), впрочем, как и в предыдущие годы, отмечает Ибрагимов.
«Сумма хищений составила более 2,5 миллиарда рублей. Однако в прошлом году активность злоумышленников по этому направлению снизилась и перетекла в дистанционные банковские сервисы — мобильный и интернет-банкинг», — объясняет он.
По словам представителя Банка России, заполучив доступ к сервисам, мошенники могут не только похитить у человека средства на счете, но и оформить на него кредит.
«Именно поэтому больше всего потерь было в дистанционном банковском обслуживании: их общий размер составил 9,3 миллиарда рублей, системы дистанционного банковского обслуживания для физических лиц становились мишенью мошенников более 226,79 тысячи раз», — рассказывает он.
По оценкам Банка России, добавляет Ибрагимов, в прошлом году средняя сумма одного хищения, совершенного с использованием приемов и методов социальной инженерии, составила 15,3 тыс. рублей.