В январе был установлен антирекорд по выдаче «займов до зарплаты» (PDL) — за месяц их выдали 2,18 млн, это минимальное значение с 2021 года. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты говорят, что микрофинансовым компаниям сейчас придется искать альтернативные пути монетизации.
На минимальных значениях показатель выдачи «займов до зарплаты» держится второй месяц — даже в декабре 2022 года было выдано лишь 2,19 млн займов.
«В сегменте микрозаймов завершился период активного роста. Этому способствуют, с одной стороны, регуляторная политика ЦБ, с другой — смена финансового поведения граждан с активного потребления на сберегательную модель», — поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Новые продукты
«МФО будут стремиться найти новые источники поиска клиентов, а также удержать уже имеющихся, предлагая им различные продукты для любой жизненной ситуации», — полагает гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.
По мнению Макарова, будут активнее развиваться BNPL- и POS-займы, а также виртуальные кредитные карты с предоплаченным лимитом. Впрочем, коммерческий директор МФК «МигКредит» Марат Аббясов считает, что появление качественно новых продуктов в сфере микрокредитования сомнительно.
Перенастройка скоринга в связи с введенными ЦБ макропруденциальными лимитами привела к снижению объемов выдач, подтверждают в компаниях, а с 1 июля 2023 года начнет действовать ставка 0,8%. На фоне этого вполне могут возникнуть новые источники некредитного заработка и монетизации своих клиентских баз крупными компаниями, допускает Аббясов.
Например, можно монетизировать клиентов, вступив в коллаборацию с партнерами, или проработать перекладывание части комиссии, которую исторически МФО брали на себя в борьбе за клиентов, на самих заемщиков. К этому, например, относится введение платы за СМС-информирование.
«Скорее, появятся новые продукты, в которых МФО могут стать посредниками и получать комиссионный доход. Но это возможно лишь в пределах действующих практик Банка России по борьбе с мисселингом — продажей одного финансового продукта под видом другого. Вариантов, на самом деле, не так много», — объясняет гендиректор МФК «Честное слово» Андрей Петков.