Правительство вернулось к идее ужесточить регулирование в сфере e-commerce, узнал «Коммерсант» из письма директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никиты Кузнецова членам возглавляемой им комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле.
Что хотят поменять для продавцов и покупателей
Чиновник обратил внимание на возросшее число жалоб покупателей на крупные маркетплейсы Wildberries, Ozon, Avito, «Юла», «Яндекс.Маркет» и «СберМегаМаркет». В основном потребители жалуются на отсутствие достоверной информации о продукции, отказ от продажи, срывы сроков доставки, сложности с возвратом товара, нарушение порядка рассмотрения претензий, пишет Кузнецов.
Чтобы устранить перечисленные проблемы, региональные власти предложили Минпромторгу ввести ряд новых обязательных требований к маркетплейсам:
- обязать маркетплейсы раскрывать информацию, позволяющую «однозначно идентифицировать продавцов»;
- предоставлять покупателям по запросу товарно-сопроводительную документацию;
- запретить односторонний отказ от продажи товаров со ссылкой на технический сбой;
- ввести промежуточные счета, оплата с которых поступает продавцу после получения заказа клиентом;
- установить ответственность онлайн-площадок за отсутствие контроля над продавцами и товарами.
В Минпромторге заявили изданию, что уже получили позиции большинства участников комиссии по этому вопросу, и рассмотрят предложения на ближайшем заседании.
Что говорят участники рынка и эксперты
По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, часть поднятых региональными властями проблем уже урегулированы законодательством, а другие создадут «непомерную нагрузку на бизнес» и могут привести к «развитию потребительского экстремизма». В прошлом году АКИТ получила около 1,7 тыс. жалоб от потребителей, и «в подавляющем большинстве все разрешается в досудебном порядке», заверил эксперт.
В Wildberries поддержали предложение использовать оплату через промежуточные счета. Но при этом заверили, что специальных мер регулирования не требуется, поскольку «основные вопросы успешно решаются в диалоге».
В то же время игнорирование претензий потребителей «может подорвать доверие к сектору e-commerce» и в итоге «привести к госрегулированию в жестком варианте», предостерег старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Он напомнил, что упорядочить ситуацию в офлайн-ритейле помогло именно регулирование через закон о торговле, который вступил в силу в 2010 году и в 2019-м был расширен.
Самые популярные бесплатные кредитные карты
Название | Процентная ставка | Кредитный лимит, ₽ | Льготный период, дней | |
---|---|---|---|---|
от 34,9% | до 1 500 000 | до 120 |
Лиц.№ 2275
|
|
от 9,8% | до 1 000 000 | до 120 |
Лиц.№ 1481
|
|
от 25% | до 1 000 000 | до 55 |
Лиц.№ 2673
|
|
от 0% | до 600 000 | до 55 |
Лиц.№ 3311
|
|
от 0% | до 600 000 | до 40 |
Лиц.№ 3311
|
Комментарии