Российская банковская система отличается высокой устойчивостью, в ней практически отсутствуют проблемные банки, а действующие кредитные учреждения не испытывают серьезных угроз. Об этом в комментарии Банки.ру заявил заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко.
«Большинство лицензий было отозвано из-за недостаточности капитала или по причине невыполнения регуляторных требований. Период массового отзыва прошел, расчистка системы от проблемных банков в целом закончена. Самое главное, что в период валютных шоков ни один банк не обанкротился. Я полагаю, что причиной внезапного ухудшения состояния небольшого банка может стать разовое событие, например реализация киберугроз, внутренний кризис. Крупные банки устойчивее к вызовам. Сбербанк в прошлом году даже не использовал регуляторные послабления, сохранил достаточность капитала и может выплачивать дивиденды», — отметил аналитик.
«Слишком большой, чтобы рухнуть»
По его мнению, ввиду повышенной устойчивости многие из российских банков способны устоять даже при целенаправленных попытках их обрушения. «Многое зависит от структуры баланса, отношений с клиентами, позиции менеджмента. Были примеры, когда банки закрывались на фоне "набега [вкладчиков]", хотя это почти всегда было следствием накопившихся проблем, а не причиной. А бывало (НРБ), что и отток вкладчиков не приводил к коллапсу банка, потому что он был ликвидным и устойчивым», — пояснил Ващенко.
Аналитик полагает, что даже в случае глобальных проблем у одного или нескольких системообразующих российских банков государство вмешается в ситуацию, чтобы не допустить негативных последствий для всей финансовой системы. И в таком случае пострадает ограниченный круг лиц.
«Я думаю, что сработает принцип Too big to fail («Слишком большой, чтобы рухнуть»). Нет смысла не спасать системообразующий банк: это вызовет проблемы у других банков, "пожар" быстро распространится, и тушить его все равно придется, только это будет намного дороже. По сути, пострадают только акционеры, а также держатели субординированных бондов. Кроме того, сейчас большинство из топ-10 банков контролируется государством. Это дополнительный повод к тому, чтобы оказать поддержку банку, если у него возникнут затруднения», — убежден Георгий Ващенко.