В России с 2024 года хотят запустить программу долгосрочных накоплений граждан. Правительство внесло соответствующий законопроект в Госдуму 27 апреля.
В Минфине обещали, что по новой программе можно будет «заработать больше, чем на вкладах в обычных коммерческих банках». Но экономисты отмечают, что таких гарантий в проекте закона пока нет. К тому же, считают некоторые эксперты, целевая аудитория программы — средний класс — относится к НПФ с осторожностью и предпочитает хранить деньги на депозитах в банках.
Аналитики рассказали Банки.ру, в чем заключаются основные риски предложенной властями программы сбережений и есть ли у нее преимущества по сравнению с вкладами.
Какие преимущества
У программы долгосрочных сбережений есть несколько преимуществ по сравнению с вкладами, отмечает главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк.
Застрахованная сумма составит 2,8 млн рублей, что в два раза больше, чем для депозитов. Также можно получить вычет по НДФЛ (до 52 тыс. рублей в год при внесении на счет до 400 тыс. рублей в год). В первые три года предполагается софинансирование со стороны государства (максимум 108 тыс. рублей за три года).
Кроме того, инвестиционные доходы не будут облагаться подоходным налогом. И по программе можно будет инвестировать пенсионные накопления, замороженные с 2014 года.
Ключевые риски
Ключевой риск программы — это ее большой срок, считает управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. Договор с НПФ заключается минимум на 15 лет. Это «сопряжено с риском более низкой доходности инвестирования средств по сравнению с инфляцией на долгосрочном горизонте», отмечает эксперт.
Более того, инвестиционная стратегия НПФ может не только не принести доход, но и привести к убытку, предупреждает Ващелюк. «Предполагается, что НПФ должен будет компенсировать недостающий доход, но механизм, который обеспечит доходность выше, чем у банковских вкладов, четко не прописан», — указывает аналитик.
При этом столь длинный срок программы исключает гибкость использования накопленных средств без потери дохода, добавляет Грицкевич. Получить выплаты можно будет только через 15 лет или при достижении пенсионного возраста. Досрочное изъятие средств возможно, но может потребоваться уплата пени. Получить сбережения досрочно без потери дохода можно только на дорогостоящее лечение и обучение детей, напоминают эксперты об условиях программы.
Пенсионная программа или привычные вклады?
Идея введения программы долгосрочных сбережений сама по себе позитивная и может составить конкуренцию вкладам, если доходность будет существенно выше, чем текущие 7–9% годовых. Это позволит инвесторам зафиксировать свою доходность и иметь возможность прогнозировать экономический результат, рассуждает председатель правления Реалист Банка Владимир Эльманин.
Но целевая аудитория программы может быть не готова к такому типу долгосрочных сбережений из-за опыта по заморозке пенсионных накоплений в НПФ в 2020 году, добавляет он. «Доверие ко вкладам у большей части населения, как правило, выше. Граждане с более высоким уровнем финансовой грамотности и доходов часто предпочитают самостоятельно формировать инвестиционный портфель, а не предоставлять средства НПФ», — объясняет Ващелюк.
К тому же в текущей экономической ситуации граждане не готовы замораживать свои средства на очень длительные сроки. Максимальный горизонт планирования, на который согласны клиенты, находится в диапазоне от полугода до полутора лет, отмечает Эльманин.
С другой стороны, пенсионная программа носит более системный характер, отмечает управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Андрей Русецкий. «Малая доля населения самостоятельно регулярно отчисляет деньги в собственные накопления и не склоняется к изъятию части денежных средств для повседневных нужд. Пенсионная программа как раз в этом помогает», — объясняет эксперт.
Кроме того, пенсионные программы инвестируют в фондовый рынок, а именно облигации обгоняют депозиты по доходности в среднем на 2–3% на длинных горизонтах инвестирования.
«Депозиты зачастую открываются сроком на один — три года, а для инвестирования обычно выбираются облигации со сроками погашения от трех до десяти лет. Соответственно, чем больший срок у облигации, тем выше доходность — работает теория временной стоимости денег», — разъясняет эксперт.
Тем не менее наиболее прозрачным и понятным инструментом накопления останутся банковские вклады, ожидает Грицкевич. «Простота открытия, фиксированная доходность и широкий выбор сроков, страховка на 1,4 миллиона рублей, даже несмотря на потенциально более низкую доходность, дает им неоспоримое преимущество», — подытоживает аналитик.