Несмотря на постоянное обновление сценариев и легенд, банковские мошенники в основном используют одни и те же классические схемы. Связавшись с жертвой по телефону, они велят ей либо «перевести деньги на безопасный счет», либо «подтвердить отмену блокировки» с помощью кода из СМС, рассказали в Центре финансовой грамотности НИФИ Минфина РФ.
Самым эффективным способом похитить чужие деньги по-прежнему являются не какие-то высокотехнологичные методы, а социальная инженерия, то есть банальные обман и запугивание, рассказала эксперт НИФИ Ольга Дайнеко агентству «Прайм». Эти вещи продолжают работать вопреки тому, что СМИ переполнены информацией о том, как действуют преступники и как уберечься.
Легенды разные — финал один
Истории, которыми запугивают граждан, постоянно меняются. Раньше звонил «майор Сидоров» и предлагал заплатить выкуп за попавшего под уголовное преследование внука или «поучаствовать в поимке мошенников». Теперь жертве чаще заявляют, что с ее счетов кто-то пытается «финансировать экстремистов». Другие популярные темы: обвинение в госизмене, отмывании денег, уклонении от уплаты налогов.
Но финал всегда один: от жертвы требуют сообщить код из банковского уведомления, якобы чтобы «подтвердить отмену блокировки счета» либо перевести деньги на «безопасный счет в ЦБ», отметила Ольга Дайнеко.
Какие еще методы используют аферисты
Нередко мошенники используют тему смены паролей или телефонных номеров на сайте «Госуслуги» или на сайтах маркетплейсов.
Также в последнее время аферисты применяют поддельные QR-коды для оплаты (например, их могут наклеивать на электросамокаты из проката). Также преступники выманивают у граждан QR-коды для бесконтактного снятия наличных — в этом случае деньги можно похитить, даже не имея доступа к данным банковской карточки.
Популярными остаются также спам-рассылки или сообщения в соцсетях с поддельными ссылками на оплату, лже-сообщениями «от банка» или госструктур. Нередко хакеры стараются взломать гаджеты с помощью вредоносных программ.
Не верь, не бойся, не плати
Чтобы не стать жертвой телефонных мошенников, важно обращать внимание не на то, какую историю вам рассказывают, а к каким действиям пытаются принудить, объясняет эксперт Минфина. Не важно, что говорит собеседник, если в итоге он велит куда-то перевести деньги, скачать какую-то программу или назвать код из банковского сообщения.
Едва вы почувствовали волнение или страх — это верный признак, что нужно немедленно прервать разговор, советует Ольга Дайнеко. В случае сомнений всегда можно проверить состояние своего счета через интернет-банк или позвонить в кол-центр банка по официальному номеру. О подозрительном звонке стоит сообщить в банк и полицию.
Если мошенникам все же удалось выманить деньги, то необходимо как можно скорее сообщить об этом в свой банк и в полицию. Банковскую карту следует немедленно заблокировать и в тот же день написать заявление на возврат платежа.
Комментарии