В течение ближайших 10 лет в России могут исчезнуть от 65% до 80% малых и средних банков, если не изменят свои бизнес-модели на фоне возросшей конкуренции со стороны крупнейших игроков. Такой вывод содержится в исследовании аналитиков из консалтинговой компании «Яков и партнеры», с которым ознакомились «Ведомости» и Forbes.
Сейчас в России действует 327 банков (226 — с универсальной лицензией, 101 — с базовой). Из них более 300 относятся к среднему и малому размеру, совокупный объем их активов составляет 25–30 трлн рублей, то есть примерно 18–22% от всей величины российского банковского рынка, подсчитали аналитики.
По мнению экспертов, банковская сфера в ближайшее время столкнется с несколькими уникальными проблемами:
- Внедрение цифрового рубля может привести к оттоку средств из коммерческих банков, поскольку цифровые рубли будут храниться в ЦБ. Это вызовет удорожание фондирования и потерю комиссионных доходов от платежей, полагают аналитики.
- Еще одной проблемой может стать выход маркетплейсов на рынок финансовых продуктов. В 2022 году сразу несколько банков крупнейших торговых онлайн-площадок («Яндекс маркет», Wildberries и Ozon) выпустили дебетовые карты. Если клиенты начнут пользоваться ими для покупок и оформления кредитов, то «классические» банки могут потерять 20–50 млрд рублей, согласно оценке аналитиков.
- Кредитоспособность розничных клиентов и число просрочек по кредитам могут снизиться из-за падения реальных доходов населения. Это приведет к снижению потребительской динамики и, как следствие, к сокращению объемов кредитного бизнеса.
- Цифровизация клиентских путей и развитие СБП привели к тому, что при переходе из одного банка в другой клиенты почти не несут издержек. Чтобы их удержать, банкам потребуется обеспечить высокое качество повседневного обслуживания и удобство цифровых каналов.
В таких условиях средние и малые банки могут столкнуться с серьезными проблемами, полагают авторы доклада. Крупнейшие банки продолжат внедрять цифровые технологии и повышать качество обслуживания, из-за чего концентрация рынка повысится. Малые и средние банки не смогут конкурировать с крупными в своих клиентских и продуктовых нишах, при этом крупные банки будут расширять свое присутствие в регионах, где сильны локальные игроки. В результате средние и малые компании могут быть поглощены более крупными или самостоятельно уйдут с рынка, заключили аналитики. Наибольшим рискам подвержены средние и малые корпоративные банки, предупредили «Яков и партнеры».
Тем не менее у небольших банков есть шансы на выживание, они могут дополнительно зарабатывать 300–400 млрд рублей в год, если улучшат свои бизнес-модели, считают аналитики. Для этого эксперты предлагают финансовым организациям принять следующие меры:
- пересмотреть классические, ориентированные на продукты, методы деятельности в пользу «клиентоцентричных»;
- начать повсеместно применять инструменты продвинутой клиентской аналитики для рисковых и безрисковых продуктов;
- преобразовать клиентские пути для услуг, внедрить новые метрики;
- создать продвинутые системы CRM и дэшборды, которые формируют всесторонний портрет клиента.
Комментарии