Банк России рассматривает возможность ограничить сумму бесплатной рассрочки, которую предоставляют сервисы BNPL (buy now pay later — «покупай сейчас, плати потом»), узнал РБК.
Планируется, что поправки к законодательству будут разработаны уже к 1 июня 2024 года. Согласно изменениям, рынок рассрочки будет работать по двум моделям — платной и бесплатной.
Две модели рассрочки
Регулирование платной рассрочки будет проходить по модели регулирования потребительского кредитования, рассказал представитель ЦБ. Речь идет о ситуациях, когда с клиента берется комиссия за подключение рассрочки. При ее оформлении сервисы будут обязаны передавать информацию в бюро кредитных историй.
Вторая модель — бесплатная рассрочка. ЦБ обсуждает возможность предоставления такой услуги специализированными операторами рассрочки, внесенными в определенный реестр. Для них может быть предусмотрен дополнительный механизм регулирования в виде максимальной суммы рассрочки. По данным участников рынка, обсуждается сумма в 60–80 тыс. рублей. При ее превышении оператору придется передавать данные в бюро кредитных историй.
«Одной из наших целей является ограничение роста долговой нагрузки заемщиков. Поэтому мы не исключаем возможность введения определенных ограничений на сделки с операторами сервисов рассрочки», — сказал представитель ЦБ.
Что такое BNPL
BNPL-сервисы позволяют оплачивать покупки в интернет-магазинах частями. При оформлении заказа потребитель платит, например, 25% от стоимости покупки, а остальная сумма потом списывается с его карты равными платежами с определенной периодичностью. Для оформления рассрочки кредитный договор не требуется. Подобные сервисы появились в России в 2021 году, сейчас они есть у «Тинькофф», «Яндекса», Сбербанка, Альфа-Банка, Совкомбанка и др.
Некоторые BNPL-сервисы заявляют, что работают по модели бесплатной рассрочки, то есть потребитель не платит за подключение услуги рассрочки, ее оплачивает продавец товара. При этом в сервисах не знают, закладывает ли продавец в стоимость товара комиссию за подключение услуги.
В «Яндексе» назвали введение ограничений преждевременным, так как рынок BNPL-сервисов в России только начинает формироваться. Больше всего участников рынка беспокоит необходимость передавать данные в бюро кредитных историй, так как для этого необходимы паспортные данные клиента, а у сервисов есть только номер телефона. Минимизация данных нужна в первую очередь для удобства клиентов, а возможные требования ЦБ, по сути, превратят новый высокотехнологичный продукт в стандартный потребительский кредит или займ, поясняют в «Яндексе».