Свердловский областной суд обязал ВТБ аннулировать кредитный договор, оформленный мошенниками от имени клиентки банка. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что преступление стало возможным из-за недобросовестных действий сотрудников банка.
Предыстория дела заключается в следующем. В июле 2022 года клиентка ВТБ Наталья Ф. сообщила на горячую линию банка о потере карты и попросила ее заблокировать. Через несколько дней в банк якобы от имени этой же клиентки поступил запрос смены пароля для доступа в «ВТБ-Онлайн». Соответствующий код сотрудник банка направил на телефон клиентки. Сразу после этого от имени Натальи через мобильное приложение была составлена заявка на кредит. После положительного решения денежные средства в размере 96 177 рублей были перечислены на банковский счет клиентки. Оттуда в течение часа двумя траншами деньги были переведены на счет другого лица.
На следующий день женщина обратилась в правоохранительные органы и в ВТБ, заявив, что кредит на ее имя оформили мошенники. Наталья потребовала аннулировать кредитный договор. Банк оставил заявление без удовлетворения. А сотрудники полиции установили, что кредитный договор действительно был оформлен через личный кабинет Натальи, но СМС-сообщения от банка на ее телефонный номер не поступали. Злоумышленники оформили переадресацию на другой телефонный номер, на который и приходили все сообщения банка.
Наталья обратилась в Артемовский городской суд с иском к ВТБ о признании кредитного договора недействительным, однако получила отказ. Тогда клиентка подала апелляционную жалобу в Свердловский областной суд.
«Судебная коллегия по гражданским делам отметила, что банк был своевременно уведомлен клиентом о блокировке банковской карты в связи с ее утратой, и в телефонном разговоре клиентка отказалась от предодобренного кредита. Несмотря на это банк не только предоставил код доступа к личному кабинету и оформил кредитный договор, но и перевел деньги на счет третьего лица. Действия ответчика суд не смог признать добросовестными. В соответствии с законом «О национальной платежной системе» оператор при выявлении признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента обязан приостановить исполнение распоряжения о совершении операции», — так в суде пояснили свою позицию.
Судебная коллегия признала кредитный договор незаключенным. Также частично удовлетворены исковые требования истца: с банка решено взыскать 10 тысяч рублей компенсации морального вреда и 5 тысяч рублей штрафа.