Мошенники стали активнее использовать схемы с использованием программ удаленного доступа — граждан просят установить приложения на смартфон, которые крадут их данные. Об этом рассказал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
Речь идет о программах удаленного доступа, которые маскируют под банковские приложения или сервисы крупных компаний. Так мошенники получают возможность управлять смартфоном жертвы, в том числе онлайн-банком — они могут выводить деньги переводами через Систему быстрых платежей на разные счета.
ВТБ определил самые распространенные сценарии обмана:
- Мошенники звонят от имени сотрудников «Госуслуг» и убеждают в необходимости обновить персональные данные. Человека убеждают установить специальную программу на смартфон, с помощью которой аферисты получают доступ к личному кабинету или банковским приложениям.
- Злоумышленники представляются сотрудниками «Мосэнерго» и утверждают, что для замены счетчиков света и воды в квартире нужно установить приложение на смартфон. Другой вариант — аферисты просят назвать код из СМС-сообщения для оформления заявки.
- Мошенники представляются лже-покупателями с интернет-сервисов для размещения объявлений и звонят продавцам на WhatsApp. Для просмотра товара просят включить видео — во время разговора человеку отправляют фишинговую ссылку. Если нажать на нее, экран смартфона блокируется, а мошенник получает доступ к данным.
Для защиты от мошенничества в ВТБ рекомендуют подключить антивирусную защиту на смартфон, подключить определитель номера и проверять незнакомые и подозрительные ссылки на безопасность.