У Банка России есть все предпосылки для увеличения ключевой ставки, однако существуют риски, что дальнейший ее рост уже не будет оказывать существенного влияния на инфляцию. Об этом в комментарии Банки.ру заявил аналитик банковского сектора, кандидат экономических наук Андрей Бархота.
«Ключевая ставка Банка России подошла к опасному рубежу — 20%. Главная опасность состоит в том, что дальнейший рост процентной ставки в относительном выражении будет и дальше замедляться, равно и степень контринфляционного эффекта. В результате мегарегулятор рискует лишить остатков веры в силу ключевой ставки не только экономических агентов, но и исполнительную ветвь власти», — отметил Андрей Бархота.
Он подчеркнул, что факторы, обуславливающие дальнейшее увеличение ключевой ставки до уровней 20–22% до конца 2024 года, сохраняются прежними, а где-то — даже усиливаются.
«Речь идет о диспропорциях в экономическом развитии: дорожающий импорт, фрагментарный рост потребления и государственных расходов на фоне ослабления рубля и угрозы коррекции нефти. В этой ситуации даже единовременное увеличение ключевой ставки Банка России на 3 процентных пункта едва ли повлияет на ослабление хотя бы одного из упомянутых проинфляционных факторов. Однако здесь, вероятно, будет действовать логика: лучше что-то менять, чем не менять ничего», — пояснил аналитик.
В то же время, полагает экономист, новый рост ключевой ставки не может быть бесконечным.
«Это связано с тем, что рост ставок по рыночным программам кредитования автоматически означает увеличение объемов субсидирования по льготным программам. Кроме того, высокие процентные ставки значительно затрудняют положение банковского сектора, в особенности тех кредитных организаций, которые имеют высокую концентрацию кредитного бизнеса. При повышении ключевой ставки спрос на кредиты будет замедляться, а спрос на депозиты — наоборот, ускоряться. Это создает серьезные препятствия для такой традиционной для банков функции, как финансирование реального сектора российской экономики», — уточнил Андрей Бархота.
По его мнению, с другой стороны, равновеликой кажется и вероятность сохранения ключевой ставки Банка России на существующем уровне не только до конца 2024 года, но и до конца I квартала 2025 года.
«Это позволит удлинить временной лаг имплементации денежно-кредитной политики и дождаться контринфляционного эффекта от предыдущих повышений ключевой ставки. Такой же сценарий в целом совпадает с пожеланиями экспертного сообщества за исключением монетарных экстремистов, ратующих за шоковый рост ключевой ставки для решительной победы над инфляцией. Небезынтересным представляется и недавняя смена директора Департамента денежно-кредитной политики Банка России. Новый директор трудится в мегарегуляторе в три раза дольше своего предшественника, что подчеркивает нездоровый консерватизм, свойственный назначениям такого рода. В то же время цена ошибки в направлении движения ключевой ставки растет, а это не исключает возможного разнообразия в арсенале инструментов монетарной политики, будь то количественные ограничения розничных кредитов или рост предложения валюты на внутреннем денежном рынке РФ. В то же время стремление к малосодержательному и технократическому подходу в управлении финансовой системой дезавуирует последние надежды на смену вех», — подчеркнул Андрей Бархота.