Минпромторг хочет с 2025 года распространить программу льготного автокредитования на электромобили без учета балльной системы оценки локализации, но при этом с использованием критических компонентов отечественного производства. Это указано в письме ведомства к главе комитета Совфеда по экономической политике Андрею Кутепову, передает ТАСС.
Нововведения находятся на стадии доработки. Список критически важных компонентов для электрокаров составляется при участии государственного научного центра ФГУП «НАМИ».
До этого Кутепов отправлял в Минпромторг запрос, в котором предложил распространить балльную систему оценки локализации на электромобили, чтобы включить их в программу кредитования с господдержкой.
Пока программа распространяется на автомобили с ДВС стоимостью до 2 млн рублей, имеющие не менее 1,6 тысячи баллов за локализацию. Среди них — все модели Lada, «ВИС», «УАЗ», «ГАЗ» (полной массой до 3,5 т) и кроссовер Haval Jolion (производство — в Тульской области). Кроме того, в программу льготного автокредитования включены электрокары, произведенные в России, с дисконтом 35% (модели Evolute, «Москвич 3е» и «Амберавто А5»).
Предложения банков по кредитам на покупку автомобиля*:
- «Автокредит наличными» от ВТБ
- Кредит «Из рук в руки Выгодный» от Совкомбанка
- Кредит «На покупку автомобиля» от Альфа-Банка
- Кредит «На покупку автомобиля» от Газпромбанка
- Кредит «Свои люди» от Кредит Европа Банка
* Предложение актуально на дату публикации материала.
Из чего формируются условия по автокредитам
С 1 июля ЦБ впервые ввел макропруденциальные надбавки в автокредитах, на фоне чего некоторые игроки начали повышать ставки в этом сегменте, что было ожидаемым сценарием на фоне удорожания для них выдачи таких продуктов, объясняет руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова. Второй альтернативный сценарий, который также выбрали ряд игроков, — это снижение уровня одобрений по автокредитам, которые подпадают под повышенное резервирование. Такая вариативность в поведении банков возможна по той причине, что новация в автокредитовании касается только надбавок к капиталу банков и не содержит прямого количественного ограничения на заключение договоров с высоким уровнем риска, как это наблюдается в необеспеченном потребительском кредитовании, где помимо макронадбавок действуют и макропруденциальные лимиты.
Поэтому у заемщиков пока еще остается возможность получить автокредиты, пусть и по более высокой стоимости. «Ввиду этого мы не ожидаем массового тренда на отказы в автокредитах со стороны банков, тем более что большинство их них в условиях "сложного рынка" продолжают делать ставку именно на залоговое кредитование», — отметила эксперт.
Однако дальнейшая динамика рынка будет определяться тем, насколько население в принципе будет готово заключать сделки на таких условиях, учитывая, что предпосылок для снижения стоимости большинства моделей автомобилей, как и ставок по автокредитам, пока что не наблюдается, а регулятор с 1 ноября анонсировал повышение надбавок к коэффициентам риска по нецелевым потребительским кредитам с залогом транспортного средства.