В первый месяц года на рынке страхования произошло несколько значимых событий, который в первую очередь касались системы ОСАГО. О них рассказала аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
- По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), с 1 по 20 января 2025 года было заключено 104,5 тысячи договоров ОСАГО на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Средняя премия составила 6011 рублей.
В том числе в ДНР заключено 33,8 тысячи договоров со средней премией 6214 рублей, в ЛНР – 41,3 тысячи полисов и 6162 рубля соответственно. В Запорожской и Херсонской областях заключено 20,5 тысячи и 8,9 тысячи договоров ОСАГО со средней стоимостью 5529 и 5647 рублей соответственно. Всего по всей стране с 1 по 20 января 2025 года было продано 2,05 млн полисов ОСАГО. А средняя премия в среднем по РФ составила 7437 рублей.
Из 104,5 тысячи договоров обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей 157 – короткие. А всего по стране за этот период было оформлено 188,3 тысячи коротких полисов ОСАГО.
- В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что общий полис ОСАГО для России и Белоруссии полноценно заработает в апреле 2025 года. Новые договоры для легковых машин в среднем будут на 3 тысячи дороже классических. На продукт будет спрос со стороны как частных туристов, так и бизнеса, например перевозчиков из обеих стран, считают участники рынка. Он также будет выгоден тем, кто как минимум три раза в год переезжает через границу на своей машине.
Для общих страховок также предусмотрен тарифный коридор, страховщики смогут устанавливать стоимость только в пределах этих границ. Действовать общее ОСАГО будет так же, как и местные полисы сейчас работают на территории каждой страны: участники аварии должны будут составить европротокол или вызвать ГАИ.
- С 27 января 2025 года границы тарифного коридора по ОСАГО расширились в обе стороны на 11,57% для общественного транспорта (троллейбусов, трамваев, автобусов) и на 20% для мототранспорта и грузовиков с разрешенной максимальной массой 16 тонн и ниже. При этом базовые ставки по ОСАГО для обычных автомобилистов остались на прежнем уровне. Необходимость расширения тарифного коридора вызвана высокой убыточностью этих категорий транспорта. Для них также меняется шкала возраста-стажа водителя и вводится новый коэффициент, зависящий от мощности двигателя.
Также изменены для ряда регионов значения территориального коэффициента (КТ). Они снижены для 21 территории и увеличены для 18 территорий. Увеличен коэффициент по полисам ОСАГО мультидрайв для физических лиц, на них приходится менее 2% от общего числа полисов ОСАГО.
- В январе Госдума приняла во втором и третьем чтениях, а в феврале президент РФ подписал закон, который позволяет оформлять электронные извещения о ДТП по европротоколу через сайты и приложения страховщиков. Извещение должно быть составлено по форме, установленной Банком России.
Ожидается, что такая мера позволит обеспечить страховщикам возможность подключать свои информационные системы к ЕСИА для реализации сервиса «Европротокол онлайн», а водителям даст право выбора удобного для них формата извещения о ДТП. Также поправки приведут к снижению нагрузки на органы внутренних дел, поскольку будут способствовать увеличению числа случаев составления электронных извещений без вызова сотрудников полиции.
- Глава комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) внес в Госдуму поправки к закону об ОСАГО. Они обязывают страховщиков информировать автовладельца о приближении окончания срока действия полиса — не ранее 20 и не позднее 10 дней. Сейчас такой обязанности у страховых компаний нет.
В Российском союзе автостраховщиков говорят, что многие компании уже сегодня рассылают такие уведомления, но инициативу тем не менее поддержали. Более того, как выяснилось, Минцифры прорабатывает аналогичный механизм оповещения автовладельцев через «Госуслуги».
- Минфин России дал отрицательное заключение на инициативы о введении компенсации ущерба при отсутствии ОСАГО у виновника ДТП и увеличении лимитов выплат по страховке. По мнению министерства, введение компенсации увеличит нагрузку на резервы страховых компаний, что приведет к росту стоимости страхования для остальных граждан. Повышение лимитов выплат же потребует увеличения размеров базовых ставок страховых тарифов на величину около 10% для всех владельцев транспортных средств. Это снизит доступность ОСАГО и создаст угрозу для платежеспособности страховщиков.
В Российском союзе автостраховщиков также не согласились с данными инициативами.
Ранее глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов сообщил, что депутатами от ЛДПР подготовлен законопроект, который предусматривает увеличение лимита страховых выплат по ОСАГО с 500 до 650 тысяч рублей в части возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших и с 400 до 520 тысяч рублей – имуществу.