Телефонных мошенников можно вычислить по определенным фразам во время разговора. Это можно выявить еще до того, как дело дойдет до просьб продиктовать код из СМС или назвать данные паспорта или банковской карты, заверил в беседе с «Газетой.Ru» Артемий Пономарев, директор по продукту СберМобайла.
- «Вы выиграли в лотерею»
«Особенно этот сценарий популярен в новогодние праздники, когда многие россияне играют в лотерею, зачастую всей семьей. Мошенники просят оплатить некий сбор — процент от выигрыша. Как правило, перевести сумму просят по реквизитам или номеру телефона», — уточнил эксперт.
- «У вас технические неполадки с роутером»
Не самая очевидная схема, поскольку злоумышленники не просят диктовать им пароль от мобильного банка или персональные данные. По сценарию, звонящий представляется сотрудником техподдержки, рассказывает о проблемах с интернетом или роутером, убеждает, что кто-то хочет украсть данные пользователя. Использует во время беседы много технических терминов. В итоге жертву просят установить программу или дать удаленный доступ к устройству, что откроет мошенникам доступ к локальной сети.
«Далее они могут завладеть информацией на ноутбуке, украсть ваши данные и получить доступ к банковским картам», — добавил Пономарев.
Специалист уточнил, что в случае возникновения сомнений лучше прервать разговор и самостоятельно связаться с оказывающей услуги организацией по официальным каналам.
- «Проверка счетчиков» или «Запись на флюорографию»
«На первый взгляд, все выглядит довольно безобидным. Вам присылают обычную СМС с кодом, вы называете его мошенникам, а после этого они делают вид, что забыли отключить микрофон, и начинают фоново рассказывать кому-то о том, что "доступ на Госуслуги получен", "можно оформлять кредит"», — предупредил эксперт.
После этого мошенники якобы понимают, что их разговор подслушали, и вешают трубку. Уже через несколько минут жертве звонят люди, представляющиеся сотрудниками ФСБ, убеждают, что в курсе ситуации и предлагают помочь, параллельно запугивая.
«Цель — выманить у вас деньги под предлогом перевода их на "безопасный счет" для решения сложившейся ситуации», — рассказал Пономарев.
- Социальная инженерия
«Фразы "это стандартная процедура", "мы хотим вам помочь", "это конфиденциальная информация" — все они вызывают доверие у потенциальной жертвы, создают ощущение важности разговора и побуждают к действию без раздумий», — заключил специалист.