Резервный фонд нужен России для того, чтобы не повторять судьбу СССР; если бы власти в свое время потратили накопленные резервы, состояние экономики и социальной сферы было бы намного хуже, считают эксперты организованного РИА Новости экономического клуба «Экспертиза кризиса».
Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк заявил на прошлой неделе, что политика правительства по стерилизации нефтяных сверхдоходов была ошибочной и не позволила в «тучные годы» модернизировать экономику и создать необходимую транспортную инфраструктуру. Споры о том, создавать Стабфонд или направить «лишние» деньги на развитие инфраструктуры, велись и раньше. Но именно накопленные благодаря высоким ценам на нефть резервы будут замещать дефицит бюджета, который, по расчетам Минфина, может превысить в этом году 9% ВВП. Министр финансов Алексей Кудрин заявил накануне, что при дефиците бюджета в 5% в 2010 году Резервный фонд будет потрачен, но уже с 2011 года при цене на нефть свыше 50 долларов за баррель и дефиците бюджета на уровне 3% ВВП он начнет пополняться. «Но если нам удастся сокращать дефицит до 3% в последующем, то при цене (на нефть) свыше 50 долларов есть перспективы, что Резервный фонд снова начнет восстанавливаться уже с 2011 года», — заявил Кудрин.
Политика управления Резервным фондом была, безусловно, оправданной, убежден ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау. «Хочу еще раз подчеркнуть — задача была не столько в создании «подушки (безопасности)», сколько в недопущении избыточной зависимости российской экономики от конъюнктуры цен на нефть. Надо понимать, что мы находимся
Руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич привел в пример другие страны с сырьевой экономикой. «Много зависящих от нефти и ресурсов стран получают гораздо больше нефтяных денег, чем Россия, многие из них тратят эти деньги, не все сберегают, но
С этим выводом согласен и председатель совета директоров МДМ-Банка, член правления РСПП Олег Вьюгин, который указал на то, что Россия в «тучные годы» не только копила, но и много тратила. «Бюджетные расходы росли на 20—30%, даже на 40% в год. Больше потратить не смогли бы. Даже деньги, которые передали госкорпорациям, чтобы они попытались простимулировать технологическое развитие, до сих пор не потрачены, и я не думаю, что эти деньги удастся потратить с большой эффективностью. Государство не может быть очень крупным эффективным инвестором, это, к сожалению, такая книжная истина», — отметил Вьюгин.