Центробанк знал о проблемах банка «Глобэкс», главной жертвы кризиса, задолго до осени 2008 года, но ничего не предпринял, признал бывший зампред Банка России Дмитрий Тулин. Об этом пишет в среду газета «Ведомости» со ссылкой на статью Тулина в «Аналитическом банковском журнале».
Тулин работал в ЦБ в 1991—1994 и 2004—2006 годы. Он участвовал в отборе банков в систему страхования вкладов и в это время изучил «Глобэкс», который, по его словам, считался «изгоем» на рынке
Тем не менее в декабре 2004 года комитет банковского надзора принял «Глобэкс» в систему страхования. «Игнатьев пытается меня успокоить. Говорит, что еще ничего не потеряно и мы сможем отозвать у банка лицензию после принятия его в систему страхования вкладов. Просит продолжить работу «в штатном режиме» и «глаз не спускать» с «Глобэкса», — вспоминает Тулин. Впоследствии он не раз отмечал проблемы «Глобэкса» с ликвидностью, потребности в создании дополнительных резервов, нарушение нормативов и др. В ЦБ признавали проблемы банка с капиталом, но Мотылев обещал исправить ситуацию, и серьезных санкций к банку не применялось.
«На 1 марта 2005 года активы банка составляли 41,7 млрд рублей, из которых минимум 17 млрд не имели известных сроков погашения… Имеющихся у банка финансовых активов недостаточно, чтобы расплатиться по обязательствам… По операциям сроком до 12 месяцев дефицит ликвидности становится угрожающим — не менее 13 млрд рублей», — писал Тулин в служебной записке в апреле 2005 года. Он предлагал две линии поведения: ограничиться предъявлением требований «косметического» характера или вынести официальное предписание. В первом случае банк сможет существовать и расти еще некоторое время, но в итоге утратит платежеспособность, во втором случае руководителям ЦБ будет трудно объяснить логику своих действий за последние несколько лет, написал Тулин.
Летом 2005 года Московское теруправление ЦБ предписало «Глобэксу» создать дополнительные резервы на 13,4 млрд рублей, что делало капитал банка (11 млрд) отрицательным. Проверка, проведенная Главной инспекцией кредитных организаций (ГИКО), также показала необходимость создания дополнительных резервов в размере 4—12 млрд, что должно было привести банк к исключению из системы страхования вкладов. «Глобэкс» через суд приостановил действие предписания МГТУ, оно предложило договориться с банком, и Игнатьев санкционировал переговоры. Их результатом стало подписание протокола, а по сути — «джентльменского соглашения», утверждает Тулин. После выполнения банком незначительной части обязательств по протоколу МГТУ предписание отозвало, пишет он.
«Глобэкс» рухнул осенью 2008 года. На его санацию государство потратило 80 млрд рублей, разместив эти деньги в ВЭБе. Решение принималось с учетом острой необходимости обеспечить исполнение банком обязательств перед 80 тыс. клиентов и вкладчиков, говорится в комментарии пресс-службы ВЭБа. Своевременное вмешательство государства позволило предотвратить панику и потерю доверия ко всей банковской системе.
Санация же была показана банку уже в конце 2004 года и тогда обошлась бы в четыре раза дешевле, отмечает Тулин.