Рассчитывая удвоить стоимость акций за три года, ВТБ нацеливается на расширение розничного направления и будет ориентироваться скорее на эффективность, чем на агрессивный рост. Об этом глава второго по величине российского банка Андрей Костин рассказал накануне заседания правления ВТБ по утверждению новой стратегии в интервью The Wall Street Journal, содержание которого приводит портал BFM.Ru.
Цель новой стратегии, называемой «Дорога к пятнадцати», — поднять возврат на собственный капитал до уровня выше 15% к 2013 году для всех направлений деятельности. Это, по мнению Костина, будет способствовать росту стоимости акций до 15 копеек за бумагу, то есть до уровня выше цены первичного размещения в 2007 году (13,6 копейки) и более чем вдвое выше текущих котировок. Цена закрытия на торгах во вторник на ММВБ составила 6,59 копейки за акцию.
Вопрос о цене акций госбанка политически значимый, потому что в программе пресловутого «народного IPO», которую продвигал на тот момент президент Владимир Путин, в качестве инвесторов приняли участие более 100 тыс. рядовых россиян, комментирует The Wall Street Journal. Миноритарии даже требовали, чтобы правительство выкупило акции по цене публичного размещения.
Во время финансового кризиса государство закачивало капитал в ВТБ и другие госбанки, призывая их выдавать кредиты, чтобы поддержать ликвидность и спасти важные компании.
Однако никто не указывал банку, кто именно должен получить кредит, отметил Костин. В последние два квартала банк перестал наращивать кредитование на фоне восстановления ликвидности в России, при этом правительство стало меньше открыто говорить о такой необходимости, пишет WSJ.
Сейчас корпоративные кредиты оказываются не такими прибыльными, как розничные и инвестиционно-банковские продукты, указывает издание. Согласно данным UBS, чистая процентная маржа ВТБ в корпоративном кредитовании за последние три года не превышала 4,1% по сравнению с 7,5% по розничному портфелю.
Костин в интервью признал, что корпоративное направление не вполне эффективно. Поэтому банк намерен наращивать долю более рентабельных операций в розничном и инвестиционно-банковском сегментах.
ВТБ рассматривает возможности повышения активности в сфере прямого потребительского кредитования в торговых центрах, возможно, в рамках некоего партнерства или за счет поглощений. Это должно способствовать росту розничного бизнеса до целевых пропорций — с нынешних 18% в структуре активов группы до примерно 25% в 2013 году. Доля корпоративного направления снизится и будет составлять немногим более 50% против оценочных 64% на конец 2010 года.
Между тем рост в российском банковском кредитовании только начинает возобновляться после небольшого сокращения в I квартале 2010 года, когда обремененные долгами компании опасались брать кредиты
В рамках трехлетней стратегии ВТБ рассчитывает, что его чистая прибыль вырастет до 4—5 млрд долларов в 2013 году по сравнению с прогнозными 1,59 млрд в 2010-м и убытком в 1,9 млрд за 2009 год, когда банк наращивал резервы на волне роста «плохих» кредитов, спровоцированного финансовым кризисом и падением сырьевых рынков. Костин также заявил, что не видит необходимости в увеличении резервов под убытки по ссудам, если не последует второй волны экономических проблем в России.