В пятницу газета «Коммерсант» публикует на своем интернет-сайте письмо банкира Алексея Френкеля, обвиненного в организации убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова. Как сообщает газета, Френкель написал этот текст за месяц до ареста и собирался выступить с ним в СМИ. Письмо содержит обвинения в адрес чиновников Центробанка в выводе миллиардов долларов за рубеж и критику политики ЦБ при отзыве банковских лицензий.
Как сообщил газете президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов, 18 января отец Френкеля Ефим Френкель при личной встрече попросил его передать в СМИ материал, отправленный Мамонтову Алексеем Френкелем 6 ноября по электронной почте. «Ефим Френкель встречался с сыном в изоляторе временного содержания 16 января, и Алексей Френкель дал разрешение на публикацию», — сообщил президент ММВА.
В письме Френкель обсуждает применение Центробанком «115-го закона», то есть закона о борьбе с отмыванием денег. Он пишет, что отмывания денег в России не существует, поскольку присутствующая на Западе необходимость легализации доходов в России отсутствует: это не препятствует их вложению или трате. Банки же реализуют противоположную схему, обналичивание: легальные средства переводятся в так называемые черные путем обналичивания денег со счетов или их отправки наличными за границу. Именно это, пишет Френкель, упоминается в пресс-релизах ЦБ об отзыве лицензий, однако такие действия не попадают в рамки применения 115-го закона.
Далее Френкель рассматривает практику осуществления Центробанком борьбы с отмыванием денег на примерах отдельных банков. Френкель доказывает, что выбор банков для включения в систему страхования произволен и зависит не от качества отчетности банка, а от симпатий чиновников ЦБ, принимающих эти решения. Далее он демонстрирует ту же схему принятия решений по вопросу об отзыве лицензий. Френкель описывает случай своего ВИП-Банка, оспорившего в суде отказ в приеме в систему страхования, настаивая, что в случае решения не в пользу ЦБ последний принимает немедленные меры, закрывая банк по формальному поводу (что и случилось с ВИП-Банком, сообщает Френкель).
Наконец, в заключительной части письма Френкель приходит к выводу, что ЦБ «регулирует очень прибыльный рынок обналички», шантажируя банки, находящиеся под угрозой скорого закрытия: им предлагается провести ряд нелегальных операций в обмен на отсрочку закрытия на несколько месяцев. В случае отказа банк закрывается немедленно, за несколько дней. Френкель также анализирует отчетность Центробанка, обнаруживая в ней признаки скрытых доходов, выводимых за рубеж.