Реальный курс белорусского рубля давно ушел вперед от установленного с 24 мая официального курса в 4 930 за доллар. Такое мнение высказал руководитель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец, комментируя для ИА REGNUM ситуацию в экономической жизни республики.
«Правительству необходимо посмотреть правде в глаза. Нацбанку необходимо установить официальный курс в соответствии с тем, какой выработался на рыночной платформе», — считает он. «Установленный Нацбанком курс предпринимателей не устраивает. Реальный курс белорусского рубля выявили торги на межбанковском рынке», — отметил руководитель БНПА.
«От установленного сейчас реальный курс давно ушел вперед. Причем он определился в соответствии с теми принципами, о которых заявляло правительство, — «реальный курс должен определиться в сочетании спроса и предложения». На тот момент, когда властями принималось решение об установлении нового курса белорусского рубля, он (курс) колебался на уровне 7 500—8 500 к доллару США. На данный показатель реального рыночного курса безналичного белорусского рубля ориентировался курс наличного белорусского рубля. Таким образом, на момент установления Нацбанком курса 4 930—5 000 было изначально понятно, что стоимость белорусской национальной валюты завышена, — указал Швец. — В итоге на бирже сделок практически не совершается, сегодня импортеры не могут купить иностранную валюту по курсу Нацбанка плюс 2%. Очевидно, рынок не желает работать по курсу Национального банка, предложенная предпринимателям схема не работает. И как долго такая ситуация будет продолжаться — непонятно».
«Получается парадокс: у нас есть регуляторы — правительство и Нацбанк, но качественного госрегулирования не наблюдается. Рынок ощутил новый стресс: если раньше хотя бы на межбанковском рынке удовлетворялся валютный спрос по рыночному курсу, то сегодня рынок остановился. Сейчас купить импортеру валюту невозможно: спрос на иностранную валюту по официальному курсу 5 тысяч есть, но предложения нет! Фактически приостановились все процессы: если непонятен курс иностранной валюты, то непонятно и ценообразование в рублях», — отметил Швец.
По мнению руководителя БНПА, затягивание официального признания рыночного курса белорусского рубля усугубляет проблемы национальной экономики: «Те импортеры, которые пытаются торговать в нынешних условиях, входят в большую зону по убыткам. Другие же предпочитают приостановить деятельность, ожидая адекватного курсообразования». Швец считает, что предложение валюты на рынке заблокировано неадекватным официальным курсом Нацбанка, вследствие чего оказалась заблокированной активность торговли. «Отсюда и проблемы на рынке потребительских товаров: либо будут закладываться гиперриски в цену и она будет фантастической, либо торговли не будет, не будет представлен товар на полке», — констатировал представитель белорусского бизнес-сообщества.
«Полумеры правительства не способны решить ключевые вопросы, насущные проблемы хозяйственной деятельности», — сказал эксперт. Он подчеркнул: нынешние проблемы в экономической жизни страны являются общими для делового сообщества и правительства, все заинтересованы в улучшении ситуации. При этом Швец констатировал: «Ни на одно наше обращение, запросы и предложения мы не получили ни одного ответа. Это вызывает у нас глубочайшее удивление. Правительство никак не реагирует на наши предложения, о чем мы весьма сожалеем».
Руководитель БНПА сообщил также: «7 июня в штаб-квартире СНГ состоится дискуссия о ситуации в белорусской экономике, на которую мы пригласили руководителей правительства и Нацбанка, представителей парламента, независимых и правительственных экспертов».
Как было подсчитано, с 24 мая белорусская валюта была девальвирована на 56% (23-го официальный курс составлял 3 155 рублей за доллар).
С начала года граждане Белоруссии лишены возможности свободно приобретать валюту у банков. По курсу Нацбанка валюту могут приобрести лишь госорганизации и предприятия, осуществляющие платежи по импорту нефти, газа и медикаментов, а также некоторые госорганизации. В конце апреля — начале мая за 1 доллар на межбанковских торгах предлагали более 5 тыс. белорусских рублей, до 23 мая межбанковский рынок вышел на курс 1 к 8 500, с 24-го работа межбанка фактически парализована ограничениями Нацбанка (1 к 5 тыс., колебания — плюс 2%). Население не только не пополнило депозиты в инвалюте, но проявляет ажиотажный спрос на нее, а также на стремительно дорожающие промтовары и продукты питания.