Агентство по страхованию вкладов впервые обнародовало детальные количественные оценки качества обслуживания кредитов крупнейшими заемщиками обанкротившегося Международного Промышленного Банка экс-сенатора Сергея Пугачева. Невозвратными являются крупные ссуды более чем на 150 млрд рублей. По данным АСВ, крупнейшими неплательщиками банка из числа физических лиц являются его бывшие топ-менеджеры, родственники основного владельца и лица, связанные с ним по небанковским бизнесам.
Как уточняет «Коммерсант», детальные данные о качестве обслуживания крупных кредитов (на сумму от 1 млн рублей каждый), взятых в банке физическими и юридическими лицами, приведены в опубликованном АСВ отчете о результатах инвентаризации активов Межпромбанка. Согласно ему, заемщиков — физических лиц, взявших в МПБ кредиты на сумму более 1 млн, — 27 человек. Совокупная оценочная стоимость таких ссуд в пять раз меньше балансовой — 32 млн против 170 млн рублей. Из 27 кредитов на дату оценки (осень прошлого года) погашено было всего три, нулевую оценку имели семь ссуд, причем три из них — крупнейшие (на совокупную сумму почти 80 млн рублей). «Оценка «0» означает, что имеющиеся в кредитном досье сведения свидетельствуют о том, что должник не имеет возможности погасить кредит», — пояснили изданию в агентстве. Остальные кредиты были оценены существенно ниже номинала, что означает отсутствие возможности возврата этих долгов целиком.
Судя по отчету, самые большие необслуживаемые долги перед МПБ имеют известные на рынке люди, прямо и косвенно связанные с банком и структурами подконтрольной Пугачеву Объединенной промышленной корпорации (ОПК), куда входил и МПБ. Кроме экс-главы совета директоров Межпромбанка Джеральда Ковальски (ранее занимал пост управляющего директора в Credit Suisse First Boston), это начальник главного эксплуатационного управления управделами президента РФ Александр Гладышев и известный дизайнер Сергей Шанович.
Интересно, что Гладышев до 2008 года занимал пост гендиректора ФГУП «Кремлевский», на базе которого ОПК с 2004 года реализовывала крупный инвестконтракт по строительству пятизвездочного отеля и подземного паркинга. После того как финансовое положение Межпромбанка пошатнулось, этот контракт был расторгнут. В числе клиентов студии Шановича, по данным официального сайта компании, — та же ОПК и «Межпромбанк Плюс» (розничная «дочка» МПБ, вслед за ним также лишившаяся лицензии в 2010 году).
Долг Ковальски — крупнейший из всех кредитов физическим лицам: 1,3 млн долларов. Последнее погашение по нему на дату проведения оценки (осень прошлого года) было 1 июля 2010 года, то есть за несколько месяцев до отзыва у банка лицензии (октябрь-2010). В ответе АСВ на запрос «Коммерсанта» говорится, что по состоянию на 1 апреля текущего года ситуация не изменилась. Как сообщили в агентстве, в отношении Ковальски уже получено решение суда о взыскании долга, процентов по нему (575 тыс. долларов) и неустойки за просрочку долга и процентов (8 млн долларов). Правда, нет самого Ковальски: по сведениям газеты, он находится за пределами России, связаться с ним не удалось.
Гладышев, по данным отчета АСВ, — второй по размеру долга заемщик банка, не обслуживающий кредит на сумму 706,99 тыс. долларов. По состоянию на 1 апреля последний платеж по этой ссуде был совершен 1 июля 2010 года. «В связи с этим в отношении этого заемщика агентством подготовлено требование о досрочном истребовании кредита», — сообщили в АСВ. Сам Гладышев в разговоре с корреспондентом «Коммерсанта», сообщил, что неплательщиком не является. «Я, действительно, брал кредит в Межпромбанке, но давно погасил его, о чем имею документы», — заявил он, отметив, что погашение произошло «в 2008 или 2009 году».
В АСВ информации о погашении этой ссуды нет, заявили в агентстве, указав, что данные о качестве обслуживания долгов были взяты из электронной базы данных Межпромбанка, которая доступна начиная с 1 июля 2010 года (остальное было уничтожено перед отзывом у банка лицензии).
Долг Шановича, по данным об инвентаризации активов МПБ, составляет 17 млн рублей. Так же, как и по двум другим крупнейшим кредитам МПБ, выданным физическим лицам, последний платеж по нему был совершен 1 июля 2010 года. В ответе на запрос «Коммерсанта» АСВ вынесло по этому кредиту лаконичный вердикт: «Не гасит».
По данным, опубликованным АСВ, указанными лицами круг заемщиков-неплательщиков, так или иначе аффилированных с банком, не ограничивается. В число таких должников также входят Сергей Липанов (по данным «Коммерсанта», бывший главный бухгалтер МПБ, долг — 180 тыс. долларов, последний платеж по кредиту — сентябрь 2011 года); сын Пугачева Виктор Пугачев (6,64 млн рублей, последний платеж — март 2011-го); Алексей Карцев (сотрудник ОПК, 80 тыс. долларов, последний платеж — июль-2010); Михаил Цветников (по сведениям «Коммерсанта», экс-сотрудник МПБ, 170 тыс. долларов, последний платеж — сентябрь 2011 года). К двум последним лицам АСВ в начале апреля подало иски о взыскании долгов. Двум первым направлены требования о досрочном истребовании кредитов.
Все перечисленные выше лица получали в банке длинные (от трех до десяти лет) кредиты по низкой ставке — 10% годовых (в то время как остальные крупные заемщики кредитовались под 13—20%). При этом кредиты связанным лицам выдавались в основном без обеспечения. Исключение из приведенных примеров составляет кредит Пугачеву (под залог автомобиля Lamborghini Murcielago), что, правда, не стимулирует его соблюдать платежную дисциплину. Из заемщиков, аффилированных с банком и ОПК, более или менее сознательными оказались лишь трое. Экс-председатель правления МПБ Алексей Злобин 8 февраля погасил кредит на 150 тыс. долларов досрочно. Несколько раньше так же поступил с долгом в 337 тыс. долларов экс-член совета директоров банка Дэвид Хендерсон-Стюарт. Расплатился, хоть и с небольшим опозданием, по взятым в банке кредитам на 100 тыс. долларов и генеральный директор московского офиса сети гастрономических бутиков Hediard (куплена Пугачевым в 2007 году) Жиль Шарбонье.
Оценивать перспективы работы, в том числе судебной, с остальными крупными долгами физических лиц перед МПБ в АСВ не берутся. «Каждая ситуация уникальна, если взыскание не даст результатов, кредиты могут быть выставлены на торги», — говорит первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. Впрочем, по его оценкам, даже если допустить, что все крупнейшие заемщики — физические лица свои долги погасят, с точки зрения кредиторов (банк остался должен им более 80 млрд рублей) поступления в конкурсную массу будут «каплей в море». Основную часть активов МПБ составляют корпоративные кредиты, а ситуация с ними удручающая.
В отчете по инвентаризации оценочная стоимость (то, что рассчитывает взыскать конкурсный управляющий) крупных корпоративных кредитов свыше 1 млн рублей в 52 раза меньше балансовой: всего 3 млрд рублей против отраженных в отчетности банка 160 млрд. Из 153 кредитов этой категории на дату проведения оценки погашено было лишь четыре (на общую сумму менее 50 млн рублей), ненулевая оценка по невозвращенным кредитам — всего у 22 ссуд. При этом и она существенно меньше их номинала, а реально крупным кредитом, подлежащим взысканию, является лишь один — восстановленный по решению суда долг некогда подконтрольной Пугачеву Енисейской промышленной компании — 1,4 млрд рублей.