Микрофинансовая деятельность в России нуждается в четком регулировании и оценке рисков. Для построения цивилизованного рынка микрокредитования необходимо обеспечить в первую очередь полное раскрытие информации о процентной ставке по займу. Еще одна мера — запрет на рекламу и публичную оферту своих услуг организациям, которые не входят в реестр микрофинансовых организаций (МФО). К таким выводам пришли участники круглого стола в Совете Федерации, посвященного реализации закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», пишет «Российская газета».
Дискуссии о микрофинансовой деятельности в России в последнее время чаще всего имеют негативный оттенок, в частности,
«Мы подсчитали результаты работы двух крупнейших на сегодня объединений микрофинансовых организаций, которые охватывают около 75% рынка. Совокупный портфель микрозаймов составил 16 млрд рублей, из них 13 млрд — это займы на развитие предпринимательской деятельности, 3 млрд рублей — потребительские займы, из них займы до зарплаты, о которых так много говорится сегодня, это 150 млн», — отметил президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. Вместе с тем в приказе Минфина, который утверждает формы и сроки отчетности для МФО, займы до зарплаты как высокорисковые выделены особо.
«Мы определили их через два критерия — это займы, выдаваемые физлицам размером до 45 тыс. рублей и сроком до двух месяцев. То есть это, как правило, займы под короткие сроки, небольшие суммы и высокие проценты. Благодаря введению отчетности мы будем знать размер этих займов и их общую долю в данном рынке», — пояснил замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин.
Минфин подготовил проект закона о внесении изменений в ряд законодательных актов, прежде всего в закон о микрофинансовой деятельности. Ведомство предлагает уравнять МФО с банками и обязать их раскрывать полную информацию о стоимости кредита. На первой странице договора на видном месте должна быть указана полная сумма займа, которую необходимо вернуть. Также предлагается ввести ограничения на рекламу и публичную оферту: организации, которые не включены в реестр МФО, не являются кредитными кооперативами, не имеют банковскую лицензию, не могут рекламировать себя как кредиторы или компании, которые выдают займы. Эти меры поддерживает и Федеральная служба по финансовым рынкам.
«Мы считаем, что важно выставить ограничения на рекламу и запретить «серому» рынку, который не является микрофинансовым по закону, рекламировать свои услуги. Тем самым мы оградим от публичной оферты множество людей. Это необходимо делать как можно быстрее», — отметила заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева.
Что касается информации о процентах по микрозаймам, по ее словам, установление правил, подобных действующим в банковской сфере, скорее всего, приведет к тому, что эффективная ставка будет раскрываться. Это приведет к снижению цены по рынку, так как вырастет конкуренция: клиент пойдет туда, где ниже ставка. Вместе с тем, как считает Бондарева, «закручивать гайки» и устанавливать предельный размер ставки не стоит.
«Если мы пойдем на запретительные меры, в частности, ограничим процентную ставку, будет все очень просто — все то же самое, но рынок уйдет в «серую» сферу. Мы не сможем за это ответить и не сможем это регулировать. Сейчас необходимо обязать участников рынка показывать ставку такой, какая она есть, и, возможно, обсудить с Минфином возвращение к ростовщическому проценту, для того чтобы видеть, насколько он выше среднерыночного», — отметила замруководителя ФСФР.
По словам Алексея Саватюгина, Минфин инициирует поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают достаточно жесткие финансовые санкции за нарушение требований закона о микрофинансовой деятельности. Также ведомство поддерживает инициативу о том, чтобы распространить деятельность бюро кредитных историй на рынок микрофинансирования.
Дискуссионной мерой пока остается обязательность участия МФО в саморегулируемых организациях. По словам Михаила Мамуты, этот механизм достаточно эффективно работает в сфере кредитных кооперативов: организации, объединившиеся в СРО, демонстрируют значительно лучшее качество работы, чем кооперативы, этого избегающие.