Рабочая группа, в которую вошли представители банковского сообщества и депутаты Госдумы, намерена в ближайшее время подготовить поправки в Гражданский кодекс РФ, а также законопроект «О залоге движимого имущества и имущественных прав», которые ликвидируют пробелы в российском законодательстве о залоге, сообщил заместитель председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков.
Выступая во вторник в рамках «круглого стола», посвященного законодательству о залоге, он отметил, что законодательство об обеспечении следует признать одним из наиболее узких мест в регулировании российского финансового рынка. «Неэффективность и несоответствие российского законодательства о залоге рыночным реалиям является серьезным фактором, приводящим к увеличению рисков банковских операций», — сказал депутат.
По словам А. Аксакова, законопроект о залоге движимого имущества должен упростить порядок обращения взыскания и реализацию движимого имущества, закрепить возможность залога денежных средств на банковском счете, предусмотреть особенности залога субъективных прав, ценных бумаг и других финансовых инструментов.
В законопроекте, возможно, будет также описана система регистрации залога движимого имущества и предусмотрены правовые последствия такой регистрации. А. Аксаков отметил, что законопроект потребует внесения поправок в Гражданский кодекс, в законодательство о банкротстве, о рынке ценных бумаг, об исполнительном производстве и в другие законодательные акты РФ. А. Аксаков подчеркнул, что законопроект должен обеспечивать быстрое, недорогостоящее и простое создание права собственности на предмет залога, не лишая при этом залогодателя возможности использовать свои активы. Обеспечение залогом, по мнению депутата, должно сокращать риск кредитования и вести к росту предложений кредит на более выгодных условиях.
Кроме того, А. Аксаков считает, что в случае неуплаты обеспеченного залогом долга залогодержатель должен иметь право на реализацию обремененных активов и использование полученных средств для удовлетворения требований других кредиторов. Процедуры принудительного исполнения должны обеспечить быструю реализацию предоставленных в качестве обеспечения активов по их рыночной стоимости. Кроме того, залоговое право должно оставаться действительным и сохранять исковую силу после банкротства залогодателя и признания его неплатежеспособным.