Бывший председатель правления банка «Московский Капитал», который обанкротился в 2009 году, Виктор Крестин и еще четыре человека, в том числе сотрудник Агентства по страхованию вкладов, конкурсного управляющего банка, Михаил Башмаков, были задержаны во вторник в качестве подозреваемых по делу о попытке хищения нескольких десятков объектов историко-культурного наследия в центре столицы. Об этом сообщает «Коммерсант», уточняя, что в четверг Нагатинский районный суд Москвы рассмотрит вопрос о мерах пресечения для подозреваемых.
Как рассказал газете источник, близкий к следствию, сотрудники главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД совместно с коллегами из ФСБ провели во вторник 22 обыска в офисах коммерческих структур, ФГУПов и местах проживания их руководителей. Соответствующее уголовное дело о мошенничестве было возбуждено в конце июля УВД Южного округа Москвы по результатам проверки обстоятельств банкротства банка. Помимо экс-предправления «Московского Капитала» и сотрудника АСВ на 48 часов были задержаны замдиректора УК «Проект» Ольга Возняк и бывший гендиректор ФГУП «Гран» Алексей Волков. Еще одному фигуранту громкого дела — гендиректору УК «Проект» Александру Дунаеву удалось скрыться.
Ущерб, нанесенный подозреваемыми, подсчитывается. Изначально считалось, что под угрозой отчуждения оказались 38 объектов недвижимости, большинство из которых входят в перечень объектов культуры федерального значения. Однако в ходе проверок выяснилось, что таких зданий было более 50, утверждают источники «Коммерсанта». Суть схемы, целью которой являлось хищение этих объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУПами, состояла в их неправомерном обременении (через кредитование «Московским Капиталом» неких ООО под фиктивные поручительства этих ФГУПов). В апреле 2009 года банк был признан банкротом, и АСВ начало взыскивать долги. Не получив денег от заемщиков, АСВ обратилось с исками к поручителям в третейский суд, взыскавший с ФГУПов около 2 млрд рублей. На эти решения Арбитражный суд Москвы выдал исполнительные листы. Не обнаружив у предприятий имущества, на которое можно обратить взыскание, АСВ выставило права требования к ФГУПам на торги. К декабрю прошлого года новым кредитором почти по всем долгам ФГУПов стал офшор. При этом с октября 2010-го по май 2011-го на баланс ФГУПов-должников было передано несколько десятков зданий.
Пока известно о продаже одного здания за долги ФГУПа (ул. Поварская, д. 11 стр. 1). По жалобе Росимущества дело Второй типографии было передано в президиум Высшего арбитражного суда, который 29 марта отменил определение о выдаче исполнительного листа, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Москвы. Ситуация попала в поле зрения Контрольного управления президента РФ, и 24 апреля президент дал поручение Генпрокуратуре и другим правоохранительным органам провести соответствующие проверки, по результатам которых и было возбуждено уголовное дело.
По данным источников «Коммерсанта», близких к следствию, ряд фигурантов этого дела могут иметь отношение и к банкротству ОАО «Арктел» (сотовый оператор), в ходе которого пострадала УК «Лидер», управляющая средствами ряда пенсионных фондов, в том числе НПФ «Газфонд».
Управляющий партнер Центра финансовых расследований при Финансовом университете при правительстве РФ (эту структуру «Лидер» привлек в качестве консультанта в деле о банкротстве «Арктела») Юрий Круглов усматривает признаки преднамеренного банкротства «Московского Капитала». Сын Виктора Крестина Роман, в прошлом первый зампред правления «Московского Капитала», в преднамеренном банкротстве банка винит АСВ. «Последние четыре года отец не имел никакого отношения к тому, что происходило в банке. Всем занималось АСВ как конкурсный управляющий, зачастую действуя с грубым нарушением закона. Теперь же его (отца) просто хотят сделать крайним», — считает Крестин-младший.
По инкриминируемым им преступлениям задержанные своей вины не признают.
В свою очередь на защиту репутации своего сотрудника Михаила Башмакова встало АСВ, назвав абсурдными подозрения в его адрес. «Из фабулы уголовного дела в том виде, как его излагают средства массовой информации, следует, что некая преступная группа пыталась захватить собственность, принадлежащую РФ, используя подложные документы. При этом упоминаются кредитные договоры и поручительства по ним компаний, связанных с Российской Федерацией, а также судебные решения по взысканию задолженности с этих компаний. Из средств массовой информации стало известно, что сотрудники Росимущества передали на баланс неких ФГУПов объекты недвижимости, на которые и претендовала преступная группа», — говорится в распространенном в четверг официальном комментарии АСВ. В этой связи в агентстве заявляют, что «представитель конкурсного управляющего банка «Московский Капитал» Башмаков не может быть причастен к заключению договоров поручительства», поскольку они были заключены руководством банка задолго до назначения АСВ конкурсным управляющим. Также, как уверяют в агентстве, Башмаков не мог быть причастен к хищению имущества, которого не было на балансе ФГУПов на момент реализации прав требования: «передача имущества, по документально подтвержденной информации, произошла после того, как права требования были выставлены агентством на торги».
При этом Башмаков не мог влиять на торги и оценку активов ликвидируемых банков, поскольку «все решения принимаются коллегиально, оценку проводит независимый оценщик, торги проводятся на электронной площадке, порядок и условия реализации одобряются комитетом кредиторов банка», отмечает агентство.
В АСВ уверены, что будет установлена непричастность Башмакова к вменяемым ему преступлениям. Агентство выразило готовность содействовать следствию для установления истины.