АРБ предлагает усложнить схему проведения операций в ДБО

Дата публикации: 26.09.2012 17:43
2 690
Время прочтения: 2 минуты
Источник
Banki.ru

Ассоциация российских банков предложила усовершенствовать систему осуществления дистанционных банковских трансакций с целью ограничить возможности проведения мошеннических операций по снятию или переводу средств со счетов банковских клиентов. Предложения по изменению законодательства содержатся в опубликованном на днях на сайте ассоциации письме главы АРБ Гарегина Тосуняна председателю ЦБ РФ Сергею Игнатьеву.

В частности, предлагается обязать банкиров дважды уведомлять клиента о совершении операций: один раз непосредственно после списания средств и второй раз — в виде выписок по счету, отправляемых в электронном или бумажном виде с установленной договором периодичностью.

Также, по мнению АРБ, имеет смысл предусмотреть возможность применения схемы с повторным подтверждением дистанционной операции со стороны клиента. Например, если в банк поступает информация о трансакции, то он сообщает клиенту — допустим, по СМС — о готовящемся списании некой суммы с его счета. Если клиент еще раз даст согласие на списание, то операция будет проведена, в противном случае она приостанавливается.

Как следует из письма Тосуняна в ЦБ, банкиры опасаются проблем, которые могут возникнуть у них в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года одной из норм закона «О национальной платежной системе». Так, согласно ч. 4 ст. 9 этого закона, оператор по переводу денежных средств должен уведомлять клиента о каждой операции с использованием электронного средства платежа. Если это условие не будет выполняться, то оператор, в частности банк, по закону обязан будет возместить клиенту сумму операции, о которой тот не был проинформирован и которую не санкционировал.

При этом в законе об НПС нет норм по способам такого информирования. АРБ предлагает ограничить их СМС-сообщениями и уведомлениями по электронной почте, так как другие способы уведомления либо слишком затратны для банков по финансам и времени (как, например, «бумажные» послания по почте), либо не дают надежных доказательств выполнения банком своих обязанностей по уведомлению клиента (это относится к сообщениям на экране платежного устройства или компьютера).

Также АРБ предлагает на случай спора предусмотреть обязанность мобильного или интернет-провайдера предоставлять банкам справки, подтверждающие факт отправки сообщения и содержащие его текст.

Кроме того, в ассоциации ждут пояснений по поводу того, что следует понимать под термином «операция» в целях применения закона об НПС. Банкиры хотят понять, должны ли они уведомлять клиентов об уже совершенном списании средств или значительно раньше — при зафиксированной первой попытке использовать электронное средство платежа.

Помимо этого АРБ настаивает на том, что у банка должно быть право отказаться от проведения «подозрительной» дистанционной операции, в том числе осуществляемой без согласия клиента. Признаки «подозрительной» операции ассоциация предлагает прописать в законе.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме