Рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) ЗАО «Европлан» в иностранной и национальной валюте с уровня «BB-» до «BB» и долгосрочные РДЭ ООО «Каркаде» (работает на российском рынке под брендом «CARCADE Лизинг») в иностранной и национальной валюте с уровня «B+» до «BB-». Прогноз по рейтингам — «стабильный». Об этом сообщается в пресс-релизе рейтингового агентства.
Краткосрочный РДЭ «Европлана» в иностранной валюте подтвержден на уровне «B»; национальный долгосрочный рейтинг повышен с уровня «A+(rus)» до «AA-(rus)» со «стабильным» прогнозом; по приоритетному необеспеченному долгу рейтинг повышен с уровня «BB-» до «BB», национальный — с «A+(rus)» до «AA-(rus)».
«CARCADE Лизингу» краткосрочный РДЭ подтвержден на уровне «B»; национальный долгосрочный рейтинг повышен с уровня «A(rus)» до «A+(rus)» со «стабильным» прогнозом; по приоритетному необеспеченному долгу рейтинг повышен с уровня «B+» до «BB-», национальный — с уровня «A(rus)» до «A+(rus)».
Как поясняется в сообщении Fitch, повышение РДЭ «Европлана» и CARCADE «отражает сохранение хороших показателей прибыльности, сильного качества активов и низкого уровня кредитных потерь, чему способствуют хорошее качество андеррайтинга и сильная коллекторская функция, сильная ликвидность и повышение диверсификации фондирования, что также сглаживает риск рефинансирования».
В то же время рейтинги сдерживаются ввиду быстрого роста этих компаний, их по-прежнему относительно узкой клиентской базы (особенно в случае CARCADE), цикличности российского авторынка и постепенного уменьшения маржи в результате усиления конкуренции, отмечается в релизе рейтингового агентства.
Обе компании специализируются на автолизинге. Fitch характеризует CARCADE как среднюю по размеру специализированную компанию, напоминая, что она фокусируется на сегменте легкового автотранспорта (69% всех инвестиций в лизинг), в то время как более крупный «Европлан» имеет более диверсифицированный лизинговый портфель, включающий легковой автотранспорт (41%), легкие коммерческие автомобили и грузовики (33%) и пр. Благоприятными моментами для качества активов обеих компаний являются низкая концентрация по лизингополучателям, сильное залоговое обеспечение с учетом авансовых платежей на уровне около 25—30% и высокая доля машин/оборудования иностранного производства, что поддержит продажи на вторичном рынке в случае какого-либо экономического спада (за счет обесценения рубля).
Аналитики обращают внимание на то, что и «Европлан», и CARCADE недавно создали банковские дочерние структуры (консолидированные в их отчетности по МСФО) в целях привлечения физических лиц, которые по российскому законодательству не могут пользоваться лизингом. «Данные шаги, действительно, могут способствовать росту бизнеса и диверсификации фондирования (обе структуры могут принимать депозиты физических лиц). Однако, поскольку розничные заемщики могут представлять более высокие риски в сравнении с ключевыми коммерческими клиентами и так как у обеих компаний нет специального опыта банковской деятельности, показатели на начальной стадии могут быть несколько ниже, чем по традиционному лизинговому бизнесу», — отмечается в сообщении рейтингового агентства.
Согласно рейтингу «Эксперт РА», ЗАО «Европлан», принадлежащее международным фондам прямых инвестиций Baring Vostok и Capital International, заняло в 2012 году седьмое место среди лизингодателей РФ по объему нового бизнеса и 11-е — по размеру портфеля.
ООО «Каркаде» (владелец — польский Getin Holding) в этом рейтинге оказалось на 14-м месте по объему нового бизнеса и на 19-м — по размеру портфеля.