Почта России, так и не договорившись с ВЭБом о создании почтового банка, заручилась поддержкой ВТБ. Почтовый банк может быть создан на базе сети отделений почтовой связи предприятия и принадлежащего ВТБ Лето Банка. В результате в России появится банк с самой большой сетью, около 42 тыс. отделений, что примерно в два раза больше, чем у сегодняшнего лидера, Сбербанка, пишет «Коммерсант».
Вопрос создания почтового банка будет обсуждаться на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в четверг, 23 июля, сообщили газете три источника в правительстве. Как ожидается, с докладом о почтовом банке выступит глава Минкомсвязи Николай Никифоров, на совещание приглашены руководство Почты России, Центробанка и группы ВТБ, которая выступит партнером в проекте. Возможно, на встрече будут присутствовать и заместители председателя правительства, говорит один из источников издания. По его словам, тему почтового банка ведет первый вице-премьер Игорь Шувалов, хотя саму Почту России курирует вице-премьер Аркадий Дворкович, который ранее не поддерживал создание Почтового банка.
Почтовый банк будет создан на базе Лето Банка, утверждает источник, близкий к ВТБ. «Предполагается, что Почта России создаст «дочку», которая станет акционером Лето Банка. Это будет сложная сделка, в результате которой Почта и ВТБ должны получить по 50% акций в капитале почтового банка», — говорит собеседник газеты. Между тем источник, близкий к Почте России, утверждает, что в документах к совещанию у Медведева не содержится материалов с параметрами сделки: «Такие вопросы решаются на более поздней стадии. Почта России и Минкомсвязи привлекли в проект ВТБ только две недели назад».
Замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев не стал комментировать информацию о планируемом совещании в правительстве и о партнерстве ФГУП с ВТБ. «Мы рассматриваем разные варианты создания почтового банка и рассчитываем, что решение о его создании будет принято», — заявил он «Коммерсанту». При этом замминистра подчеркнул, что подход Минкомсвязи к созданию почтового банка не изменился: он будет приобретаться за счет денежных средств Почты России, которая в 2014 году получила чистую прибыль в размере 1,23 млрд рублей. «При утверждении стратегии Почты России мы всегда говорили, что модель почтового банка будет консервативной: он не будет работать на рынках крупного корпоративного кредитования и в других высокорискованных сегментах», — поясняет Евраев.
Как следует из стратегии Почты России, к 2018 году ФГУП планирует открывать текущие счета, вклады, выпускать платежные карты в 13 тыс. отделений, иметь базу владельцев текущих счетов и карт до 9 млн человек и увеличить выручку от финуслуг до 58 млрд рублей (с 46,2 млрд рублей в 2013 году). С 2015 по 2018 год ФГУП планирует инвестировать в финуслуги 19 млрд рублей. В проекте финансовой модели Почты говорилось, что почтовый банк уже в 2016 году начнет получать доходы в 1,98 млрд рублей, в 2018 году они вырастут до 26,8 млрд, а в 2023-м — до 99,8 млрд рублей.
Лето Банк запущен группой ВТБ летом 2012 года. Занимается необеспеченным кредитованием граждан с доходами ниже среднего уровня. 99,9% акций Лето Банка принадлежат ВТБ 24. Выход банка на безубыточность был запланирован на 2017 год. Общий объем инвестиций в проект оценивался в 25 млрд рублей, из которых банк уже получил почти 20 млрд. Впрочем, момент для создания банка, специализирующегося на потребкредитовании, группа ВТБ выбрала не слишком удачно: в 2013 году в ответ на розничный кредитный бум 2012 года ЦБ РФ начал резко закручивать гайки на рынке потребительского кредитования. В середине 2014 года в силу вступил закон «О потребительском кредите», который еще больше усложнил жизнь розничных банков. В первом полугодии кредитный портфель банка увеличился на 10,5% до 55,9 млрд рублей. Впрочем, качество кредитов у банка существенно ниже рынка, доля просроченной задолженности в кредитном портфеле по состоянию на 1 июля, согласно российской отчетности, составила 18,9%, а их объем за полгода вырос на 53,8%. По итогам первого полугодия Лето Банк получил 71,7 млн рублей чистой прибыли.
По словам аналитика БКС Ольги Найденовой, главное конкурентное преимущество почтового банка — это сеть отделений и «доступ туда, где больше ничего нет, кроме почты. Поэтому партнерство с Лето Банком в рамках группы ВТБ она называет оправданным и логичным: банк выходит на территории, где проникновение банковских услуг низкое. «Но это вряд ли жирные куски рынка», — оговаривается Найденова.
Комментарии
Но ведь не просто так Почта России это ФГУП, так какого фига они пытаются превратить его в коммерческое предприятие?
Хотя почему тупые? Это ж сколько бабла можно попилить, а потом развести руками и сказать - "ну не шмогла я!"
"необеспеченное кредитование граждан с доходами ниже среднего уровня" что может быть смешнее
42 тыщи отделений! А кто в них работать будет то? Они думают что все эти почтовые тетушки, которые не могут себе найти работу больше чем на эти 8 тыщ рублей (или сколько там им платят), вдруг превратятся в обученных банковских работников которые смогут хотя бы без ошибок заполнить кредитный/депозитный договор? Миссия невыполнима