Обвинение в мошенничестве в особо крупном размере предъявлено бизнесмену Александру Григорьеву, одному из организаторов группы, которая вывела за границу порядка 46 млрд долларов. Пока ему инкриминируются несколько преступных эпизодов, связанных с махинациями со средствами банка «Донинвест». Ущерб от них следствие оценивает в 105 млн рублей, пишет «Коммерсант».
Григорьев был задержан 30 октября в столичном ресторане «Сфера» на Новом Арбате, совладельцем которого он является. Фигурантом уголовного дела Григорьев, совладелец нескольких обанкротившихся банков, стал в середине октября этого года, после того как сотрудники ГУЭБиПК задержали экс-председателя правления банка «Донинвест» Аллу Калитванскую и ее заместителя Светлану Гуленкову. По версии следствия, обе женщины могут быть причастны к выводу со счетов банка более 1 млрд рублей, а также заключению фиктивных сделок по покупке недвижимости, в том числе в Крыму, более чем на 150 млн рублей. По их указанию, считает следствие, эти деньги были выведены из «Донинвеста» на счета девяти подконтрольных участникам преступной группы организаций. В дальнейшем эти деньги через цепочку подставных фирм были выведены в офшоры.
Примерно за полгода до отзыва у «Донинвеста» лицензии (банкротом кредитное учреждение признано в декабре 2014 года) в банк пришло новое руководство. Как было установлено в ходе расследования, новый менеджмент был подконтролен Григорьеву, ранее выступавшему совладельцем обанкротившихся банков «Западный» и «Транспортный», а также Русского Земельного Банка. Все они лишились лицензий в 2014—2015 годах в связи с проведением высокорискованной кредитной политики, размещением денежных средств в низкокачественные активы, выводом капитала из России и утратой собственных средств. Все эти события происходили вскоре после того, как владельцем банков становился Григорьев. Пока ему, а также Алле Калитванской и Светлане Гуленковой инкриминируются несколько эпизодов, связанных с выведением средств из банка «Донинвест». Ущерб от этого следствие оценивает в 105 млн рублей.
Впрочем, это лишь начало большого расследования. Как считают в правоохранительных органах, Григорьев являлся одним из руководителей самой крупной в России ОПГ, занимавшейся незаконным обналичиванием средств. В ее деятельности, по данным правоохранителей, участвовали более 500 человек и около 60 российских банков, в том числе с участием госкапитала. Через них только за последние четыре года из страны было выведено порядка 46 млрд долларов (по данным ЦБ, в то же время всего за границу незаконно было выведено более 75 млрд долларов), а годовой оборот криминальной группы составлял около 1 трлн рублей.
Как установило следствие, для вывода денег из России группа Григорьева использовала так называемую молдавскую схему. В соответствии с ней злоумышленниками заключались фиктивные сделки, в том числе о кредитовании, между офшорными фирмами, гарантами по которым выступали граждане Молдавии. Последние «находили» поручителей из числа российских фирм-однодневок. Когда действие контрактов истекало, одна из сторон по нему не могла расплатиться с другой. В итоге кредиторы обращались в молдавский суд, и тот принудительно взыскивал долги. Решение суда принимали к исполнению судебные приставы, чьи счета находились в кишиневском Moldindconbank. В нем же были открыты и корсчета лишившихся впоследствии лицензий банков Григорьева, которые якобы обслуживали российские фирмы-поручители.
По данным службы по борьбе с отмыванием денег Молдавии, с 2010 по 2013 год только на основании решений молдавских судов различных инстанций с российских фирм-резидентов было взыскано 18,5 млрд долларов. На самом же деле схема лишь прикрывала вывод средств. Кроме того, той же группой для вывода средств могли использоваться схемы с участием литовских и эстонских банков. Учитывая все эти обстоятельства, в правоохранительных органах не исключают, что Григорьеву в итоге могут инкриминировать организацию преступного сообщества (ст. 210 УК РФ).