Минфин и ЦБ при участии банков подготовили новые поправки к закону «О национальной платежной системе» по защите клиентов банков от несанкционированных операций. Предлагаемые изменения дают банку право приостанавливать на два дня трансакции или блокировать карту, если есть подозрение, что операция совершается без согласия клиента, причем даже при условии, что был введен верный ПИН-код или использована реальная электронная подпись, пишет «Коммерсант».
При приостановлении операций клиенту направляется запрос, согласен ли он с операцией. Ответ на него и будет определять, проведет ее банк или нет.
«Фактически вводится обязанность клиента постоянно быть на связи с банком», — говорит начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев. «Если же клиент не сможет получать постоянно информацию от банка, то в случае несанкционированной трансакции и последующих споров с банком есть шанс, что суд увидит в действиях клиента вину», — отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Кобелев и партнеры» Руслан Кобелев.
Вопрос действительно актуальный, и цена его велика, указывают участники рынка. По данным ЦБ, в 2015 году была совершена 261 тыс. подобных платежей на сумму более 1,1 млрд рублей. Степень неудобства для клиентов будет зависеть от того, какие именно трансакции банки будут считать сомнительными, а какие нет.
«Сейчас нет четких единых для всех критериев подобных операций. И в итоге, например, мне известен случай, когда крупный банк списал со счета компании 3 миллиона рублей, раскидав сумму в один миг на 20 счетов в разных точках страны, и ничего подозрительного в этом не увидел», — рассказывает Кобелев.
Между тем рекомендации по критериям подозрительности ЦБ уже готовит, отмечает издание. Как сообщили в пресс-службе Банка России, «проект рекомендаций в области стандартизации проходит процедуру обсуждения в рамках подкомитета 1 «Безопасность финансовых (банковских) операций» технического комитета 122 «Стандарты финансовых операций», в состав которого входят кредитные и некредитные финансовые организации, а также организации, оказывающие профессиональные услуги в области обеспечения информационной безопасности».
Рекомендации взаимосвязаны с текстом законопроекта, указывают в ЦБ, текущая их редакция подготовлена представителями банковского сообщества с учетом мнения Банка России. Как сообщила председатель правления НП НПС Алма Обаева, принимавшая участие в разработке рекомендаций, главными подозрительными признаками являются место проведения операции, вид трансакции и сумма. «Например, клиент оплачивает покупки в России и вдруг неожиданно — несколько платежей в Зимбабве», — пояснила она. Или, например, добавила она, неожиданная покупка домохозяйкой оружия или химикатов, тогда как до этого все покупки были только в гипермаркетах.
Комментарии
Уходим в нал. Там не надо спрашивать у "банковского сотрудника" с тремя классами образования разрешения оплатить товар своими же деньгами.
Лучше бы в случае ситуации: приходит СМС о снятии или покупки, клиент это не делал, звонок в службу, и помимо блокировки карты, блокировали бы и саму операцию до выяснения причин, а то карту блочат, а деньги уходят всё равно мошенникам, и хрен чего потом докажешь.
Опять только право... и приведёт это как всегда к тому, что когда клиенту не надо, а банку будет удобно, то банк будет блокировать карту, а в случае, когда клиент просить приостановить мошенническую операцию, то банк будет переводить деньги и, пожимая плечами, отвечать "это право, а не обязанность". В общем очередная плюшка для банков под видом заботы о клиентах.