Скорректированные предложения Банка России по регулированию рынка частных инвестиций представил на состоявшемся в минувшую пятницу, 9 сентября, совете Московской биржи первый зампред ЦБ Сергей Швецов, рассказали РБК участники встречи. Регулятор предлагает разделить частных инвесторов на три класса в зависимости от объема средств на брокерском счете. Речь идет о так называемых неквалифицированных инвесторах, сбережения которых не превышают 6 млн рублей.
В первый класс, по мнению регулятора, могут быть отнесены инвесторы, располагающие суммой от 1,4 млн рублей. Согласно презентации ЦБ (есть в распоряжении РБК), таким частным трейдерам разрешат вкладывать во все инструменты фондового и срочного рынков, но при этом ограничат размер кредитного плеча. «Клиент не может потерять больше, чем вложил», — говорится в презентации ЦБ. Во второй класс войдут те, у кого есть больше 400 тыс. рублей. Они смогут торговать акциями, облигациями и валютой, но без использования заемных средств. Всем остальным частным инвесторам (с суммой счета менее 400 тыс. рублей) придется согласовывать свои сделки с финансовым советником (брокером).
Согласно поправкам в закон «О рынке ценных бумаг», которые в июне 2016 года были приняты Госдумой в третьем чтении, в роли финансовых советников могут выступать представители брокеров, управляющих компаний, финансовых консультантов. Они должны будут войти в саморегулируемую организацию и соответствовать квалификационным требованиям ЦБ.
Без участия финансового советника частные инвесторы с суммой менее 400 тыс. рублей смогут покупать только ОФЗ, вкладывать деньги в депозиты, депозитные сертификаты, инвестировать в простые страховые продукты, добровольное пенсионное страхование, а также держать сбережения в кредитных потребительских кооперативах. Торговать акциями или валютой на бирже инвесторы, попавшие в третий класс, самостоятельно уже не смогут.
Также, согласно документу, вне зоны доступности для неквалифицированных инвесторов оказались и ПИФы, вкладчиками которых сейчас, по оценке гендиректора УК «Альфа-Капитал» Ирины Кривошеевой, являются более 400 тыс. граждан. Их суммарные активы (без учета интервальных и закрытых фондов), по данным Национальной лиги управляющих на начало сентября, превышали 122 млрд рублей. «В наших фондах в среднем пайщики держат по 150 тысяч рублей. В среднем по рынку этот показатель ниже — около 100 тысяч рублей», — говорит Кривошеева.
По ее словам, отсутствие ПИФов в числе разрешенных для неквалифицированных инвесторов инструментов не означает, что ЦБ планирует ограничить доступ граждан на рынок коллективных инвестиций. Она напоминает, что недавно регулятор обнародовал новую структуру паевых инвестиционных фондов, предусмотрев несколько категорий ПИФов для неквалифицированных инвесторов. При этом они смогут стать и пайщиками фондов недвижимости, в которые до сих пор было разрешено вкладывать только квалифицированным инвесторам.
Комментарии
Учитывая долю мелких инвесторов ( а они составляют достаточно большой обьем ) такие меры достаточно сильный удар по оборотам биржи, думаю, именно поэтому аналитики ухуджают прогнозы по акциям МБ.
Например, брокер не несет материальной ответсвенности за предоставление недостоверной информации по сделке. За предоставление недостоверной информации отвечает эмитент. А эмитентами всех еврооблигаций российских компаний являются номинальные фирмы, не имеющие штата сотрудников, и не занимающиеся операционной деятельностью. Являющиеся юридической прокладкой между заемщиком и владельцем облигации.
И таких нюансов - вагон.
Как еще, например, почему-то ЦБ считает, что действия через финансового советника или брокера не попадают под закон о защите прав потребителей. Хотя, деньги, полученные гражданином от продажи ценных бумаг, с большой вероятностью могут быть потрачены на личные нужды, а не на покупку металлообрабатывающих станков.
Тем не менее, вывод из-под ЗоЗПП позволяет рассматривать в суде отношения брокер-клиент не как отношения профессионала и потребителя - слабой стороны договорных отношений. А как отношения равных сторон. Судья, узнав о том, что клиент не запросил какое-нибудь приложение A к дополнительному трастовому договору, в котором указано, что все бумаги ничтожны с 1 января 2017, будет винить в этом покупателя ценных бумаг, а не брокера, не предоставившего существенную информацию.
В условиях снижения ставок по вкладам целесообразно предложить гражданам другие инвестиционные продукты, которые при несколько более высоком риске имели бы страховую защиту от государства. Например, страхование счетов физических лиц от банкротства брокера.