Минфин предлагает взимать страховые взносы со всего зарплатного фонда по единой ставке, а к 2019 году снизить ее до 26%. Другой вариант — в 2017 году повысить НДС и постепенно отказаться от льготной ставки, пишут «Ведомости».
Минфин предлагает реформу страховых взносов уже с 2017-го: начать взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 году довести ее до 26% (29% — с 2017-го, 28% — с 2018-го), рассказали пять федеральных чиновников. Есть и альтернативный вариант, говорят два чиновника: в 2017 году повысить НДС до 20%, 10-процентную льготную ставку поднять до 12%, а с 2019-го начать увеличивать ее на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%. Уже в следующем году можно получить еще почти 600 млрд рублей, рассказывает один из чиновников, еще 400 млрд — в 2018-м и еще 200 млрд рублей — в 2019-м.
Работодатели сейчас платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. рублей в год, а сверх этой суммы — 10%. В Фонд социального страхования — 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. рублей, в Фонд медицинского страхования — 5,1% со всей зарплаты. Снижение ставки до 29% при отмене порога зарплат приведет к выпадению доходов внебюджетных фондов в 0,1% ВВП, а до 28% — 0,4% ВВП, говорят эксперты.
Но вырастет нагрузка на секторы с наиболее квалифицированным трудом: даже при снижении ставки почти в два раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога. Для многих секторов нагрузка будет такой, что зарплаты уйдут в тень, говорят чиновники. По данным Росстата, на конец 2015 года зарплаты выше порога получали, например, в сфере IT, добычи полезных ископаемых, в пищевой и химической промышленности, на транспорте и в авиапроме.
Фактически это повышение налоговой нагрузки, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталия Акиндинова. Чиновники возражают: ставка снижается на 8% (по закону с 2019 года взносы должны были вырасти до 34%), говорит один из них, — это не повышение нагрузки, а снижение.
Повышение НДС до 20% с постепенной унификацией льготы — сильный удар по людям. Дополнительные доходы федерального бюджета при сохранении льготы ежегодно будут расти примерно на 0,6% ВВП и почти на 1% ВВП при ее унификации, оценивает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но фронтальное повышение НДС крайне инфляционно, предупреждает чиновник финансово-экономического блока. Рост НДС на 1 п. п. разгонит инфляцию на 0,4–0,6 п. п., говорит эксперт, знакомый с обсуждением предложений Минфина. Дополнительный 1 п. п. инфляции — это 120 млрд рублей дополнительных расходов бюджета, считал Минфин.
Мера ударит и по региональным бюджетам, предупреждает федеральный чиновник, — сократится налог на прибыль. А повышение НДС может ухудшить его собираемость, полагает чиновник.
Но провести такой «маневр» с 2017 года вряд ли получится, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина: надо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию.
Комментарии
Это двухходовка. Для бывших охранников слишком сложно. Вопрос сейчас стоит проще - военные расходы увеличили в 2015 году в полтора раза (это только официально на 48%, а ещё полно других расходов, которые фактически в интересах МО), а ему всё равно боязно, нужно бы ещё пару армий. Для них ещё деньги. Вот Минфин вертится ужом, ищет деньги. Фонды уже подходят к концу, теперь или Минфин найдёт, или ЦБ напечатает. Такие простые, одноходовые комбинации.
НДФЛ не самый минимальный. Для нас умалчивается что есть необлагаемые минимумы, льготы для платящих ипотеку, социальные расходы, на детей не 1400 и прочее. Т.е. если бы хотя бы сделали 20% НДФЛ-НО если б каждый вычеты свои взвесил (а они у каждого есть).
НДС да самый непросчитываемый и громозкий по администрированию налог. Но они столько лет администрирование настраивали (и денег вбухали) что вряд ли от него откажутся....