ООО «ВКонтакте» (принадлежит Mail.ru Group) подало в Арбитражный суд Москвы иск к ООО «Дабл» (работает под брендом Double Data) и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ). Социальная сеть недовольна тем, что на основе информации из открытых профилей компании оценивают кредитоспособность пользователей и продают эти данные банкам. За нарушение исключительных прав соцсеть требует взыскать с Double Data и НБКИ символическую компенсацию — по одному рублю, пишет «Коммерсант» со ссылкой на копию иска.
Согласно иску, НБКИ предлагает кредитным организациям сервисы на основе технологий, разработанных Double Data: они позволяют оценить кредитоспособность заемщиков по данным из «ВКонтакте». Как утверждает истец, Double Data извлекает из базы данных социальной сети, где около 407 млн профилей, фамилии, имена, сведения о месте работы и учебы, анкеты друзей, информацию о месте рождения и регионе проживания, фото, а также сведения о частоте посещений страницы и типе устройства. При этом ни сеть «ВКонтакте», ни ее пользователи не давали разрешения на извлечение таких материалов и их коммерческое использование.
В пресс-службе Mail.ru Group газете сообщили, что технологии, используемые Double Data, подразумевают создание множества технических запросов к социальной сети, «что в конечном итоге может негативно повлиять на скорости отклика для обычных пользователей, а также копирование, обработку и продажу контента, в том числе аудио, видео, фото».
Гендиректор Double Data Максим Гинжук считает претензии «ВКонтакте» способом конкурентной борьбы, напоминая, что в 2016 году Mail.ru Group начала инвестировать в Big Data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков. По его мнению, если пользователь сделал данные открытыми — «это его право и никто не должен монополизировать их использование». «Много игроков на рынке использует социальные сети, и нужно строить экосистему использования данных, а не разрушать ее», — резюмирует Гинжук.
В НБКИ от комментариев отказались.
Эксперты не смогли вспомнить похожие судебные прецеденты в России, но в других странах уже возникали претензии к подобным сервисам. Так, Facebook* в ноябре 2016 года запретила британской страховой компании Admiral Insurance использовать алгоритм анализа личностных качеств владельцев автомобилей на основе их поведения, назвав его «слишком навязчивым».
Социальная сеть Facebook* начала вводить ограничения на использование финансовыми компаниями персональных данных своих пользователей для оценки их благосостояния и платежного поведения. Аналогичные меры намерены ввести и другие сети, например «ВКонтакте», пишут «Известия».
10.11.2016 08:32Twitter также требовала прекратить собирать и обрабатывать открытые данные пользователей, напоминает сооснователь IDFinance Александр Дунаев.
Это дело может создать юридический прецедент, который способен похоронить в стране множество перспективных Big Data-решений, опасаются в Фонде развития интернет-инициатив.
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ
Комментарии
Это Интернет, детка!
Справедливо. Компания вложилась в софт, рекламу и т.д. и подарить это все безвоздмездно, то есть даром какому-то хитрому дяде было бы как минимум странно.
Да, пользователи разместили информацию о себе в свободном доступе, дали право ее просматривать. Но есть и такое понятие как "злоупотребление правом". Одно дело проверки конкретных пользователей - например, при проверке профилей соискателей, будущих заемщиков (обратившихся за кредитом), другое - массовое сканирование чужой базы (причем наверняка с использованием ее же средств фильтрации).
Тут либо надо владельцам компаний договариваться о совместном доступе к социальной сети, с платежами для компенсации повышенной нагрузки на сеть, либо предоставлять возможность делать выгрузку (с определенной периодичностью, не ежесекундно) всей базы со всей информацией пользователей для последующего анализа - уже средствами компании-аналитика.