Банк России в понедельник опубликовал методику и сценарии для проведения стресс-тестов НПФ. Оцениваться будет финансовая устойчивость фондов и их способность исполнить свои обязательства. Все фонды обязаны будут проходить эти тесты с февраля 2018 года.
Под устойчивостью регулятор понимает достаточность активов пенсионного фонда для исполнения обязательств и соблюдения нормативов. Если активов не хватает, средства берутся из резерва по обязательным пенсионным накоплениям, если и его не хватает, то из собственных средств. Если их тоже не хватает, фонд признается финансово неустойчивым, рассказал директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России Филипп Габуния.
Регулятор не собирается выносить фондам, не прошедшим стресс-тест, предписания по конкретным активам — это продать, это купить. Фонды должны будут сами переформатировать инвестпортфель таким образом, чтобы пройти стресс-тест (либо увеличить капитал).
К обязательствам фонда относится остаток на счете на минимальном уровне фиксинга (в рамках системы гарантирования). Фиксинг проводится по каждому клиенту раз в пять лет. Также к обязательствам фонда относится передача средств в другой НПФ при переходах клиентов и выплата пенсий.
Помимо финансовой устойчивости, инвестиционный портфель НПФ будет проверяться на ликвидность активов. Вероятность наступления дефолта по каждому эмитенту станет оцениваться методом Монте-Карло (по 10 тыс. подходов на каждый актив). Комментируя оценку кредитного риска, Габуния рассказал, что для целей стресс-теста установлено, что дефолтным может стать любой актив (кроме ОФЗ). Вероятность наступления дефолта по эмитентам без рейтинга, например, оценивается в 50%. Рейтинг крупнейшего эмитента в портфеле (на долю которого приходится больший объем инвестиций) снижается на три ступени.
Пилотные стресс-тесты (на добровольной основе) фонды начнут проходить в ближайшее время. Методика будет доработана и после обсуждения с индустрией ляжет в основу нормативно-правового акта.