К началу октября 2020 года более 12% из 378 действующих российских банков прямо или опосредованно контролировались государством, доля таких банков в активах сектора за десять лет увеличилась с 54,5% до 65,9%. Не говоря уже о том, что половина из 12 системно значимых кредитных организаций — госбанки. Аналитический центр Банки.ру отмечает рост числа банков с госконтролем и предлагает внимательнее рассмотреть эту значительную долю банковского рынка.
Первым в списке государственных банков, разумеется, всегда идет Сбербанк. Его основные показатели — активы, прибыль, вклады, кредиты — формируют треть от всего российского банковского рынка. Очевидные участники списка — ВТБ с его дочерним Почта Банком, Газпромбанк, Россельхозбанк и банк «Открытие». Из региональных величин в список попадают «Ак Барс», РНКБ и чуть менее крупные игроки на местах.
Весной этого года контрольный пакет «Сбера» в размере 50% + одна акция перешел от ЦБ к Минфину РФ за два с небольшим триллиона рублей. Газпромбанк подконтролен одноименной организации. Можно также вспомнить сравнительно недавние санации банка «Открытие» и Азиатско-Тихоокеанского Банка с дальнейшей передачей банков во владение регулятора.
Из структур государственной власти конечным собственником банков чаще всего выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Из числа госкомпаний и корпораций в списке владельцев чаще других фигурируют ВТБ и Газпромбанк с аффилированными структурами.
Среди нынешних госбанков велика доля прошедших или проходящих процедуру финансового оздоровления. ЦБ уже озвучивал планы по продаже некоторых из таких банков в 2020–2023 годах. В частности, Азиатско-Тихоокеанский Банк уже дважды безуспешно выставлялся на торги, а глава Банка России продолжает рассчитывать на его реализацию и возмещение затрат на санацию.
Выход из капитала значительно более крупного банка «Открытие» ЦБ рассчитывал начать в 2021 году, но планы нарушила кризисная ситуация на фоне пандемии, поэтому новый ожидаемый срок — весна 2022 года.
Очевидно, что столь дорогой (особенно с учетом затрат на санацию) и крупный банк придется продавать по частям, а учитывая санкционные и прочие политические и экономические риски, рассчитывать на крупных зарубежных инвесторов сложно. В то же время частные инвестиции таких масштабов внутри страны, вероятнее всего, будут так или иначе связаны с властью.
Стоит отметить, что финансовое оздоровление приходится проходить не только частным банкам, но и организациям, контролируемым госструктурами. Так, в 2015 году на санацию был отправлен Крайинвестбанк (ключевой акционер на тот момент — департамент имущественных отношений Краснодарского края). В 2017 году санирован «командированный» развивать банковский сектор в Крыму Генбанк (с августа 2015 года по 25% принадлежало органам власти Республики Крым и города Севастополя).
В то же время некоторые кредитные организации, прошедшие санацию и пополнившие ряды госбанков, сейчас задействованы в качестве специализированных финансовых институтов. Так, Промсвязьбанк получил статус опорного банка ОПК; «Траст» стал банком непрофильных активов группы компаний «Открытие» и других структур; банк «Российский Капитал», избежавший роли так называемого мегасанатора, переименован в «Банк ДОМ.РФ» и занимается проектным финансированием и ипотечным кредитованием. При этом большинство госбанков все же предоставляют широкий спектр услуг разным категориям клиентов и вполне могут считаться универсальными кредитными организациями.
По данным на 1 октября 2020 года, активы банков, контролируемых госструктурами и госкомпаниями, составляли 65,9% от общей суммы нетто-активов российских банков, показав небольшое снижение с начала года. Но даже десять лет назад на долю госбанков приходилось более половины активов сектора. Как видно на графике, это касается и доли рынка кредитования юридических и физических лиц, и вкладов, и полученной прибыли.
Тем не менее динамика активов за последние десять лет говорит о росте государственного влияния в банковском секторе. С 2010 по 2020 год активы госбанков, раскрывающих данные отчетности по РСБУ в полном формате, выросли почти в 4 раза, в 7 раз увеличился розничный кредитный портфель, в 3,5 раза — корпоративный. Те же показатели банковской системы в целом продемонстрировали за эти годы более скромный рост.
Совокупная чистая прибыль госбанков увеличилась почти в 13 раз, несмотря на рост среди них числа убыточных (читай: банков, санируемых с участием госструктур). Из банков, прямо или косвенно подконтрольных государству, на начало 2010 года только один был убыточным, но уже в начале 2015-го таких насчитывалось десять, в начале текущего года — восемь (из публикующих отчетность на сайте ЦБ в полном формате).
При этом на протяжении всех десяти последних лет положительное влияние на общую прибыль госбанков оказывали стабильный финансовый результат Сбербанка, а также рост числа крупных банков, находящихся под контролем государства и госкомпаний (с 12 до 28 в топ-100 по активам за последние десять лет). Этот рост стал особенно заметен в 2015–2020 годах. Основная причина — увеличение числа санаций крупных кредитных организаций и активное приобретение банком ВТБ новых дочерних банков.
Помимо покупок и санаций, число госбанков сокращалась в последние годы за счет слияний и поглощений, большая часть которых завершилась в 2018–2020 годах. Уже упомянутый Генбанк в рамках санации присоединил к себе Крайинвестбанк. ВТБ укрупнялся, в том числе поглотив розничную «дочку» — ВТБ 24, к которой в 2013 году присоединял достаточно крупный Транскредитбанк. Объединенный ранее с банком «Глобэкс» Связь-Банк в мае стал частью Промсвязьбанка. Банк «Открытие» успешно «усвоил» всю банковскую часть санированной группы Бинбанка. И это только самые яркие и крупные примеры.
В свете желания ЦБ продать некоторые из санированных им банков любопытны другие причины ухода госбанков с рынка: сделки с частными инвесторами, добровольные ликвидации и даже отзывы лицензий.
Исследование ВШЭ еще в 2015 году обозначало более высокую экономическую эффективность госбанков (в отличие от частных) в кризисные периоды. При этом в более спокойные годы эффективнее на российском рынке работали иностранные банки. Очевидно, что госбанки пользуются поддержкой государства и работают проводниками «антикризисных» бюджетных денег в экономику страны, получая, в отличие от конкурентов, дешевое фондирование.
Вот и сейчас, помимо мер поддержки заемщиков в период первой волны пандемии, госбанки, с одной стороны, обеспечивают существенную долю спроса на выпущенные Минфином ОФЗ, с другой — размещают свободные средства в надежные и ликвидные бумаги. Один только Сбербанк «помог» Минфину в августе — сентябре на полтриллиона рублей.
Плотное взаимодействие госбанков с госструктурами снижает интерес к банковскому бизнесу в России со стороны частных инвесторов и действующих акционеров коммерческих банков, особенно небольших. К счастью, крупные частные и иностранные банки подталкивают госбанки к принятию конкурентных технологических решений и к улучшению продуктов и услуг для ключевых клиентских сегментов. Во многом благодаря этому российский банковский сектор продолжает развиваться.
Аналитический Центр Банки.ру