10 июня Банк России снизил ключевую ставку с 11% до 9,5% годовых. В своем решении регулятор намекнул о дальнейшем смягчении процентной политики, отметив, что «будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях».
Июньское снижение оказалось уже четвертым после экстренного повышения ставки до 20% в конце февраля 2022 года. Так, в апреле ЦБ снизил ставку сначала с 20% до 17%, а затем с 17% до 14%. В конце мая —с 14% до 11%.
Аналитический Центр Банки.ру
Снизив ставку с 11% до 9,5%, ЦБ вернул ее на уровень февраля до резкого ужесточения политики. Произошло это благодаря стабилизации ситуации на финансовых рынках и в банковской системе, замедлению темпов роста инфляции, а также необходимости восстановления кредитной активности банков.
Вместе с июньским решением Банк России обновил и свои прогнозы по инфляции и среднему значению ключевой ставки. Так, к концу текущего года регулятор ожидает инфляцию на уровне 14–17% (предыдущий прогноз — 18–23%). Прогнозы на 2023 и 2024 годы сохранили: 5–7% и 4% соответственно. Прогноз по средней ключевой ставке на период с 14 июня и до конца 2022 года составил 8,5–9,5%.
Это диапазон среднего значения. Опираясь на него, можно получить несколько возможных сценариев. Например, если до конца текущего года ЦБ больше не будет снижать ставку и сохранит ее на уровне 9,5%, то, соответственно, среднее значение ставки составит 9,5%, это верхняя граница прогнозного диапазона. Можно сказать, что это наиболее консервативный или своего рода пессимистичный сценарий.
Если ЦБ сохранит шаг снижения и снизит ключевую ставку на следующем заседании в июле еще раз на 1,5 процентного пункта до 8% (и больше не изменит до конца года), то среднее значение окажется на уровне 8,3% и, соответственно, не уложится в прогнозный диапазон ЦБ.
Как ЦБ будет снижать ставку дальше?
До конца 2022 года остается еще четыре заседания Банка России. Один из наиболее благоприятных и реалистичных сценариев — сокращение шага снижения ставки на следующем заседании в июле до 1 п. п. (то есть снижение ставки до 8,5%), затем пауза на заседании в сентябре, еще одно снижение ставки на 0,5 п. п. (до 8%) на октябрьском заседании и сохранение ставки в декабре. В этом случае среднее значение составит 8,6%, что совсем близко к нижней границе прогнозного диапазона ЦБ.
Альтернативой такому варианту является снижение ставки на следующем заседании в июле на 1 п. п. (до 8,5%), затем еще два снижения в сентябре и октябре на 0,25 п. п. (в совокупности до 8%). В этом случае средняя ставка окажется на нижней границе прогнозного диапазона. В целом большинство аналитиков и участников банковского рынка также разделяют ожидания снижения ключевой ставки до 8–8,5% к концу текущего года.
Доходность ОФЗ: впереди ключевой
Вместе с ключевой ставкой корректируются и основные процентные ставки в экономике и банковской системе. Традиционно опережающим индикатором для стоимости денег служит доходность государственных облигаций. Если ЦБ РФ только собирается снижать ключевую ставку, то доходности российских ОФЗ уже двигаются вниз. Если ожидается ужесточение процентной политики ЦБ, то доходности ОФЗ растут гораздо быстрее ключевой ставки регулятора.
В период смягчения процентной политики разница между доходностью ОФЗ и ключевой ставкой, как правило, становится отрицательной (отрицательный спред). В период ужесточения разница положительная (положительный спред). Например, отрицательный спред между доходностью двухлетних ОФЗ и ключевой ставкой наблюдался с февраля 2019 года по март 2020 года. В течение этого периода ЦБ снизил ставку с 7,75% до 6%, и все это время доходности двухлетних ОФЗ были ниже ключевой ставки. Также можно было наблюдать отрицательный спред с апреля по июль 2020 года, когда регулятор снизил «ключ» с 6% до рекордных 4,25%. В свою очередь в период цикла повышения ключевой ставки с марта 2021 года по февраль 2022 года доходность двухлетних и десятилетних ОФЗ заметно превышала ставку ЦБ. Ближе к завершению того или иного цикла (смягчения или ужесточения) политики ЦБ спред между доходностями и ставкой постепенно выходит в «нулевую» зону и ключевая ставка «догоняет» доходность гособлигаций.
Сейчас доходности на всем диапазоне срочности ОФЗ находятся ниже ключевой ставки Банка России. Более того, доходность «длинных» десятилетних и «коротких» двухлетних ОФЗ опустилась ниже 9% еще до 10 июня, когда ЦБ понизил ключевую ставку 10 июня до 9,5%.
Если ожидать, что до конца текущего года ЦБ снизит ставку до 8–8,5%, то доходности ОФЗ окажутся на этом уровне уже в скором времени. При этом к концу года они останутся ниже ключевой ставки из-за ожиданий ее снижения и в 2023 году. Однако разница между доходностями и ставкой будет минимальной, так как с каждым смягчением процентных условий потенциал дальнейшего снижения ключевой ставки сокращается.
Ставки по депозитам: на пути к новым минимумам
По итогам первой декады марта 2022 года средняя максимальная ставка по рублевым вкладам в крупнейших банках превысила рекордное значение в 20,5%. Однако банки достаточно быстро сумели восполнить рекордный отток наличных, и в последующие периоды депозитные ставки только снижались. Уже по итогам третьей декады мая средняя максимальная ставка по вкладам вернулась на однозначный уровень (9,85%) — впервые с февраля.
Когда Центробанк проводит смягчение процентной политики, то банковские ставки по вкладам и счетам так же, как и доходности ОФЗ, выступают опережающим индикатором ключевой ставки ЦБ. Например, это хорошо видно на графике ниже, где в период снижения ключевой ставки с середины 2016 года до марта 2018 года средняя депозитная ставка была все время ниже ключевой ставки ЦБ. Однако в ситуации, когда ЦБ ужесточает свою политику, банки не торопятся повышать ставки по депозитам и делают это с некоторым лагом по времени. Так, на том же графике видно, что в период повышения ставки ЦБ большую часть 2021 года депозитная ставка хотя и повышалась, но оставалась ниже ключевой.
Если к концу 2022 года на рынке сохранятся ожидания дальнейшего смягчения процентной политики, то максимальные депозитные ставки останутся ниже уровня ключевой ставки ЦБ. При этом отрицательный спред ставок по вкладам к ставке ЦБ будет зависеть от уровня самой ключевой ставки: чем ниже «ключ» регулятора при однозначном уровне ставок, тем меньше места для дальнейшего снижения депозитных ставок. Например, в 2017 году регулятор тоже снижал ставку и осенью ее уровни были близки к тем, которые ожидаются к концу текущего года. При ставке ЦБ 8,5% в сентябре 2017 года средняя максимальная ставка по вкладам была ниже ключевой более чем на 1 п. п. При ставке 8,25% в ноябре разница составляла уже менее 1 п. п., а при ставке 7,75% — сократилась почти до 0,5%. На графике выше достаточно хорошо видно, как сокращается разница между ставками к концу 2017 года.
Таким образом, при прогнозе ставки ЦБ в 8,5% средняя максимальная ставка по депозитам, по-видимому, не превысит 7,5%, а при ставке 8% максимальная депозитная ставка в лучшем случае будет чуть выше 7%.
Фактически снижение ставок может оказаться еще более агрессивным. Сейчас у населения отсутствуют альтернативные варианты для сбережений и инвестиций: по валютным счетам банки вводят комиссии, на покупку наличной валюты действуют ограничения, а доверие к фондовому рынку подорвано. Поэтому даже при низких ставках можно ожидать сохранения интереса к депозитам, что позволит банкам не баловать вкладчиков доходностью. Впрочем, повышенные ставки можно будет получить при подключении дополнительных услуг (различные подписки и т. п.) или выполнении специальных условий (при достижении определенного оборота по банковской карте и т. п.), что практиковали многие крупные игроки в период низких ставок.
Ставки по кредитам для юрлиц: не отставая от ключевой
Если по вкладам банки снижают ставки, опережая смягчение денежно-кредитной политики ЦБ, то снижать ставки по кредитам вместе с ЦБ участники рынка обычно не торопятся. В основном такая политика касается заемщиков «с улицы», у которых отсутствуют иные источники финансирования. Так, на графике ниже видно, что в апреле ЦБ приступил к снижению ставки, а стоимость кредитов для малого и среднего предпринимательства (МСП) продолжила рост. При этом сама ставка заметно ниже ключевой из-за действия льготных программ кредитования МСП по сниженной стоимости (для сравнения: зимой 2015 года, когда льготных программ в больших масштабах не было, средневзвешенная ставка поднималась в район 20%). Общая стоимость кредитования юрлиц, наоборот, пока повторяет динамику ключевой ЦБ и с апреля снижается. Здесь средневзвешенная ставка преимущественно формируется ценовыми условиями для крупных заемщиков, сотрудничество с которыми у банков в приоритете.
Вероятно, ставка по кредитованию юрлиц наиболее оперативно (вслед за доходностью ОФЗ) будет реагировать на дальнейшее смягчение процентной политики ЦБ. Можно предположить, что уже в ближайшие месяцы средневзвешенная ставка вернется к однозначному уровню. Так, при ключевой ставке 8,5% в декабре 2021-го — январе 2022-го и 8,25% в октябре-ноябре 2017 года ставка по кредитованию юрлиц находилась в диапазоне выше 9%, но ниже 10%.
Есть все шансы вернуться в зону однозначных ставок и у стоимости кредитования субъектов МСП, но только за счет льготных программ. Для заемщиков «с улицы» ценовые условия, по-видимому, останутся двузначными. Так, осенью 2017 года, когда ЦБ смягчал политику, ключевая ставка составляла 8,25–8,5%, льготных программ еще не было, и средняя стоимость кредитования для МСП находилась вблизи 13%.
Ставки по кредитам населению: вслед за льготной ипотекой
График ставок по кредитам физических лиц демонстрирует правило: при снижении ключевой ставки ЦБ банки не торопятся снижать стоимость кредитования. В апреле Банк России уже перешел к смягчению процентной политики, однако ставки по кредитованию населения еще только начали расти (кредиты сроком один — три года и свыше трех лет на графике ниже). Бросается в глаза, что ставка по кредитам свыше трех лет находится ниже уровня ключевой ставки ЦБ после ее резкого повышения. Это обусловлено влиянием на общий уровень средневзвешенной ставки по кредитам населению ставок по льготным ипотечным программам. По этой же причине схожую стабильность и низкий уровень демонстрирует и сама ставка по ипотечному кредитованию (низкие ставки по льготным госпрограммам не позволили средним ставкам «улететь вверх»). Большинство ипотечных кредитов долгосрочные, поэтому льготные ставки в основном влияют на стоимость кредитов населению свыше трех лет.
В июне президент объявил о снижении льготной ставки по ипотечному кредитованию до 7%. Именно льготная ставка (а не ключевая) станет основным драйвером снижения общих ставок в рознице к концу текущего года. Для других направлений розничного кредитования ситуация останется не столь радужной. В условиях экономической неопределенности банки сами не будут торопиться улучшать ценовые условия кредитования. Ставки по потребительским кредитам могут остаться выше 15%, а рыночные ставки по ипотеке (без учета льготной) — вблизи или чуть ниже двузначного уровня. Осенью 2017 года ключевая ставка ЦБ составляла 8,25–8,5%, а массовая льготная ипотека еще отсутствовала на рынке. Ставка по кредитам физлиц сроком на один — три года составляла тогда порядка 15,75%, а стоимость не льготной на тот период ипотеки — 9,9%. Повторение таких ставок в рознице к концу текущего года — это вполне реальный сценарий.
Что будет с ключевой ставкой, кредитами, вкладами и ОФЗ
Прогнозы и риторика Банка России позволяют рассчитывать на дальнейшее смягчение процентной политики. Исходя из ожиданий ЦБ РФ по среднему значению ключевой ставки, можно ожидать ее снижения к концу года до 8–8,5%.
При наиболее благоприятном сценарии со снижением ключевой ставки до 8% доходности ОФЗ окажутся ниже этого уровня гораздо раньше, а к концу 2022 года останутся ниже ставки ЦБ из-за сохранения ожиданий по смягчению политики в 2023 году.
Ставки по депозитам крупнейших банков будут, как и доходности ОФЗ, опережать в снижении ключевую ставку. В случае снижения ключевой ставки до 8% к концу года средняя максимальная ставка по рублевым вкладам в лучшем случае останется чуть выше 7%. Не исключено и более агрессивное снижение ставок банков по вкладам.
В процессе смягчения процентной политики ЦБ рыночные ставки по кредитованию будут заметно отставать от «ключа» регулятора: в условиях экономической неопределенности банки не будут спешить улучшать условия кредитования. Ставки по потребительским кредитам населению и рыночным кредитам представителям МСП к концу года останутся двузначными. Рассчитывать на адекватное снижение стоимости кредитования вслед за ключевой ставкой смогут лишь крупные корпоративные заемщики и клиенты льготных государственных программ.