В феврале 2023 года Банк России сохранил ключевую ставку на прежнем уровне — 7,5%, но ужесточил сигнал на будущее. Стоит ли вкладчикам и потенциальным заемщикам готовиться к повышению ставок в ближайшее время, рассказали аналитики Банки.ру.
Процентная политика ЦБ: от нейтральности к ужесточению
10 февраля Банк России провел первое в 2023 году заседание, по итогам которого принял решение оставить ключевую ставку на прежнем уровне — 7,5%. Регулятор сохранил ставку уже в третий раз подряд с сентября 2022 года (тогда она снизилась с 8 до 7,5%). Однако на этот раз Банк России еще и дал сигнал об ужесточении своих дальнейших действий. Так, в пресс-релизе он отметил, что «при усилении проинфляционных рисков будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях» (в терминологии ЦБ «ближайшие заседания» означают одно из трех предстоящих).
Ранее регулятор сохранял нейтральную формулировку. Изменение формулировки в февральском пресс-релизе ЦБ — это сигнал инвесторам о возможности ужесточения денежно-кредитной политики, то есть повышения ключевой ставки в 2023 году.
Традиционно опережающим индикатором для стоимости денег в экономике служит доходность государственных облигаций (ОФЗ). Если ЦБ РФ только собирается снижать ключевую ставку, то доходности российских ОФЗ уже двигаются вниз. Если ожидается ужесточение процентной политики ЦБ, то доходности ОФЗ растут и быстро отыгрывают ожидаемый рост ставки ЦБ задолго до ее фактического повышения. Сразу после февральского заседания Банка России доходности по российским государственным облигациям демонстрировали рост: десятилетние ОФЗ достигали уровня 11% годовых, что стало максимумом с конца сентября 2022 года, когда инвесторы тревожно реагировали на усиление геополитических рисков. Доходности коротких двухлетних ОФЗ поднимались выше 10%, где в последний раз «закрывались» в октябре прошлого года.
В движение доходностей ОФЗ по-прежнему заложена существенная геополитическая составляющая. Например, доходности растут при ухудшении внешней конъюнктуры, даже если предпосылок к повышению ставок нет. Однако за последнее время у инвесторов уже выработался определенный иммунитет к регулярным геополитическим потрясениям, поэтому реакция котировок после февральского заседания ЦБ прежде всего отражает усиление ожиданий повышения ключевой ставки.
Означает ли ужесточение сигнала ЦБ и рост доходностей ОФЗ, что ставки по депозитам и кредитам тоже будут расти в 2023 году? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать ряд дополнительных факторов.
Ставки по депозитам: под давлением бюджетных средств
Одним из главных индикаторов депозитных ставок можно считать среднюю максимальную ставку по рублевым вкладам в десяти крупнейших банках. Ставка рассчитывается и публикуется Банком России каждую декаду. За период с декабрьского по февральское заседание ЦБ наблюдалось постепенное снижение средней депозитной ставки. Так, достигнув во второй декаде декабря 2022 года уровня в 8,2%, ставка обновила максимум с начала июня прошлого года и после этого снижалась все последующие периоды. По итогам первой декады февраля 2023 года ставка опустилась ниже 8% и составила 7,9%.
Несмотря на то, что в декабре 2022 года ЦБ еще не давал явных сигналов в пользу возможного ужесточения процентной политики, участники рынка уже не исключали такого сценария в 2023 году. Ожидания усилились на фоне резкого ослабления рубля в конце декабря. Однако вместо повышения депозитных ставок на этом фоне банки, наоборот, снижали их в конце 2022 и начале 2023 года.
Фактором для снижения ставок по депозитам стал всплеск расходов бюджета. Традиционно большую часть года фактическое исполнение бюджетных расходов запаздывает и откладывается на конец года. В результате в декабре обычно наблюдается мощный приток бюджетных средств в банковскую систему. Не стал исключением и 2022 год. Согласно статистике ЦБ, во второй половине декабря в банковский сектор пришло 2,6 трлн рублей по бюджетному каналу. Для сравнения: чистый приток бюджетных средств за весь 2022 год составил 2,2 трлн рублей. В результате начало нового 2023 года российские банки встречали с внушительным запасом свободных средств или так называемым профицитом ликвидности — более 3 трлн рублей (после рекордного оттока клиентских средств в марте 2022 года в банковском секторе образовался дефицит ликвидности, достигавший 7 трлн рублей). В условиях огромного избытка рублевых средств, пришедших из бюджета, пропала необходимость в привлечении новых вкладов. Банки начали снижать по ним ставки, несмотря на ожидания ужесточения политики ЦБ.
Все предпосылки для сохранения подобной ситуации в 2023 году пока сохраняются. В начале текущего года бюджетные расходы остаются на рекордном уровне. Так, по предварительным данным Минфина, расходы федерального бюджета в январе составили 3,1 трлн рублей, более чем в полтора раза превысив расходы января 2022 года. Такой существенный рост обусловлен рекордным увеличением госзакупок, объем которых в январе 2023 года возрос более чем в пять раз по сравнению с январем 2022 года (1,3 трлн рублей против 249 млрд рублей соответственно). Все эти бюджетные средства проходят через банковскую систему. В результате к середине февраля профицит ликвидности в банковском секторе достиг очередной рекордной отметки — 4,8 трлн рублей.
Избыток бюджетных средств у банков избавляет их от необходимости повышения ставок по депозитам, даже если они ожидают ужесточения процентной политики ЦБ. Кроме того, сейчас средняя депозитная ставка уже превышает ключевую ставку ЦБ и, соответственно, учитывает ее возможное повышение на 25–50 базисных пунктов.
Таким образом, в условиях растущего дефицита и расходов бюджета можно не ожидать ярко выраженной тенденции роста ставок по вкладам даже в случае перехода ЦБ РФ к повышению ключевой ставки. При текущем уровне средней максимальной депозитной ставки около 8% потолок ее дальнейшего роста ограничен однозначными уровнями.
Ставки по кредитам: льготная ипотека сдерживает рост
Бюджетный фактор, судя по всему, станет ключевым для сохранения положительной динамики корпоративного кредитования в 2023 году. Так, по данным ЦБ, корпоративный портфель банков вырос в 2022 году на 14,3%, и его активный рост был во многом поддержан государственными программами кредитования системообразующих предприятий. Можно предположить, что возможное повышение процентной ставки ЦБ сыграет малозаметную роль в данном направлении, так как стоимость кредитования для государственных и стратегических предприятий формируется факторами нерыночного характера.
В розничном направлении темпы роста в существенной мере поддерживаются ипотечным кредитованием. Так, в 2022 году прирост совокупных кредитов населения составил 2,4 трлн рублей, ипотечный портфель в их составе вырос на 2,0 трлн рублей (+17%), а потребительские ссуды прибавили лишь 319 млрд рублей (+2,7%). В свою очередь драйвером ипотечного кредитования остаются льготные государственные программы. По данным ДОМ.РФ, в III квартале 2022 года на льготные ипотечные программы приходилось 48% от общего объема выдачи ипотечных ссуд. В том числе 74% в объеме льготных программ составляла «Льготная ипотека». В самом конце 2022 года данная программа была продлена до середины 2024 года с увеличением процентной ставки по ней с 7% до 8%. Можно предположить, что именно эта программа останется двигателем ипотечного и кредитования населения в целом. Ставка по льготной программе зафиксирована на период ее действия и не изменится с повышением ставки ЦБ. При этом рыночная ставка на вторичной рынке, по данным ДОМ.РФ, составляла в январе текущего года чуть выше 11%. Для ипотеки такой уровень ставок является по сути заградительным, и поднимать здесь стоимость кредитования еще выше банкам уже нет никакой экономической необходимости, даже если ЦБ ужесточит политику.
Рынок потребительского кредитования в настоящее время переживает нелегкий период. За 2022 год совокупный портфель вырос лишь на 2,7% против 20,1% в 2021 году. При этом в декабре, когда активность заемщиков традиционно высокая, прирост портфеля составил символические 0,1%. Ключевая причина отсутствия роста — это слабый потребительский спрос в условиях неопределенности. Резкое замедление темпов розничного кредитования началось в сентябре, когда была объявлена частичная мобилизация, и с тех пор динамика выдачи ссуд так и не восстановилась. Кроме того, сохраняют осторожность и сами банки. Так, по данным ЦБ, в декабре средневзвешенная ставка по кредитам физлиц на период до одного года составляла 17,4% годовых (ставка по кредитам свыше года — 11,6%, однако ее значение сильно скорректировано льготной ипотекой). Без учета Сбербанка рыночные ставки по потребительским кредитам, вероятно, могли достигать и 20%. Поднимать ставки, которые и без того более чем вдвое превышают ключевую ставку ЦБ, уже нецелесообразно даже в случае ужесточения процентной политики.
Впрочем, определенный «запас» для повышения ставок есть в автокредитовании, где по итогам декабря средневзвешенная ставка по длинным кредитам составляла 14,5%. Однако ситуация в данном сегменте будет определяться другими рыночными факторами, главным образом, предложением иностранных автомобилей на рынке.
Резюме
В условиях действия разнонаправленных инфляционных факторов (например, восстановление импорта потенциально снижает инфляцию, а сокращение из-за санкций экспорта ее повышает) более вероятным сценарием в 2023 году все же представляется осторожное повышение ключевой ставки ЦБ на 25–100 б. п. (до 7,75–8,5%). При этом регулятор вряд ли решится на резкое ужесточение политики (например, на повышение ставки до 10%) из-за необходимости поддерживать экономику в условиях беспрецедентного внешнего давления.
Однако повышение ключевой ставки может не найти явного отражения на рынке кредитов и депозитов. Так, в избытке дешевой бюджетной ликвидности банки не будут торопиться с повышением ставок по вкладам. В части кредитования, в свою очередь, стоимость льготной ипотеки не зависит от изменения ключевой ставки и будет «заморожена» до середины 2024 года. Ставки по потребительским кредитам и рыночной ипотеке высоки уже сейчас, кредитный спрос в данных сегментах слабый, и повышать здесь ставки еще выше банкам нет смысла. В сегменте автокредитования фактор в виде уровня ставок отходит на второй план на фоне общего взлета цен на автомобили и дефицита иностранных марок.
В данных условиях вкладчикам можно порекомендовать ориентироваться не столько на ожидания колебаний ставок на рынке, сколько на мониторинг периодических предложений банков со специальными условиями по вкладам. Потенциальным заемщикам рассчитывать на относительно выгодные ставки можно лишь по льготным государственным программам кредитования. По всем остальным рыночным кредитным продуктам ставки высоки уже сейчас. На этом фоне выгода от оформления займа до возможного ужесточения политики ЦБ окажется незаметной. Гораздо важнее ориентироваться на динамику стоимости приобретаемого в кредит объекта (например, в случае с недвижимостью на вторичном рынке скидка на квартиру от продавца частично компенсирует высокую рыночную ставку по ипотеке).