Аналитический центр Банки.ру изучил, как продавалось ОСАГО на маркетплейсе в 2023 году.
Эксперты проанализировали, сколько потребители платили за этот обязательный вид страхования, в каких городах-миллионниках средний чек был выше, а где ниже среднего по России. Также специалисты выяснили, в какие месяцы выгоднее всего покупать ОСАГО, а в какие автогражданка обходится потребителю дороже всего, и поинтересовались, в каких крупных городах страхователи более склонны продлевать свои полисы в той же компании.
Аналитический Центр Банки.ру
Стоимость ОСАГО для потребителя рассчитывается на основе базового тарифа, умноженного на ряд коэффициентов, сочетание которых носит во многом уникальный характер для конкретного страхователя.
Большинство коэффициентов не подвластны влиянию покупателя полиса: невозможно изменить коэффициент бонус-малус (КБМ) или коэффициент возраст-стаж (КВС) конкретного водителя, также немногие решаются менять прописку ради понижения коэффициента территории (КТ). Коэффициент мощности (КМ) также редко изменяется за время эксплуатации (и почти всегда в большую сторону): например, после тюнинга транспортного средства с увеличением мощности двигателя.
Потребитель может повлиять на коэффициент ограничений (КО), который определяет перечень допущенных лиц, однако эффект будет обратный. Включение в полис дополнительных водителей скорее увеличит стоимость — в этом случае будет использован максимальный КБМ из списка допущенных водителей либо, если список не ограничен, будет использовано повышенное значение КО. Некоторая возможность сэкономить может появиться лишь в том случае, если водитель не использует транспортное средство круглый год: коэффициент сезонности (КС) снизит итоговую стоимость страховки.
На первый взгляд невозможно сэкономить и на базовом тарифе (БТ): коридор значений в текущем году не менялся, и это значит, что основа для расчетов в любом месяце этого года оставалась относительно стабильной. Однако страховщики оставляли за собой возможность корректировать этот показатель в зависимости от своих финансовых потребностей, будь то спрос или убыточность. Таким образом, средний чек ОСАГО испытывал заметные колебания от месяца к месяцу, что открывало некоторые возможности для экономии на стоимости полиса, если водителю удавалось застраховать свое транспортное средство в «правильный» месяц.
Город клиента | Мин., тыс. рублей | Месяц | Макс., тыс. рублей | Месяц |
Волгоград | 6,4 | Январь | 8,3 | Август |
Воронеж | 7,1 | Октябрь | 9,5 | Июль |
Краснодар | 7,5 | Август | 9,2 | Март |
Самара | 8,1 | Сентябрь | 9,3 | Январь |
Ростов-на-Дону | 7,8 | Сентябрь | 9,7 | Июль |
Екатеринбург | 8,1 | Октябрь | 9,9 | Январь |
Омск | 8,5 | Март | 9,6 | Август |
Новосибирск | 7,9 | Февраль | 10,3 | Январь |
Санкт-Петербург | 8,0 | Ноябрь | 10,5 | Июль |
Красноярск | 8,5 | Октябрь | 10,3 | Август |
Уфа | 7,7 | Ноябрь | 11,1 | Февраль |
Владивосток | 6,1 | Апрель | 12,8 | Август |
Москва | 8,7 | Ноябрь | 10,2 | Июль |
Пермь | 7,9 | Октябрь | 11,4 | Июль |
Челябинск | 9,3 | Ноябрь | 11,3 | Август |
Казань | 9,0 | Октябрь | 12,6 | Январь |
Нижний Новгород | 9,3 | Ноябрь | 12,5 | Февраль |
Россия | 7,2 | Ноябрь | 8,1 | Май |
В целом среди городов-миллионников самый высокий средний чек чаще других месяцев встречался в июле и августе. Именно в эти летние месяцы средний чек в десяти из 17 городов был максимальным.
В то же время выгоднее всего ОСАГО обходилось жителям перечисленных городов в октябре и ноябре. Поздней осенью средний чек ОСАГО находился на годовых минимумах в десяти из 17 населенных пунктах, которые попали в исследование, еще в четырех городах-миллионниках период дорогого ОСАГО приходился на январь.
Если рассмотреть периоды высокого и низкого среднего чека для всех населенных пунктов, в которых автовладельцы покупали полисы автогражданки на Банки.ру, то можно заметить, что период низкого среднего чека приходился на ноябрь, что во многом совпадает с ситуацией в городах-миллионниках, однако период высоких цен на ОСАГО для всех клиентов, купивших автогражданку, вне зависимости от места жительства, выпадает на май.
Например, для жителя Москвы стоимость полиса ОСАГО была минимальной в ноябре — 8,7 тыс. рублей, а самый высокий средний чек автогражданки приходился на июль. В этот период средняя цена ОСАГО достигала 10,2 тыс. рублей, что на 17% больше стоимости в июле. С подробными данными по другим городам можно ознакомиться в таблице.
В большинстве городов-миллионников средний чек ОСАГО естественным образом был выше среднего по России, если отталкиваться от данных Банки.ру.
Самый высокий средний чек в 2023 году был в Нижнем Новгороде (10,9 тыс. рублей), Казани — 10,6 тыс. рублей, Челябинске (10,2 тыс. рублей).
Дешевле всего страхование ОСАГО обходилось в Воронеже (8,1 тыс. рублей) и Волгограде (7,3 тыс. рублей) При этом Волгоград — единственный город-миллионник, где средний чек ОСАГО был ниже среднего по стране на 400 рублей.
Если Москва оказалась на 4-м месте в рэнкинге городов-миллионников с самым дорогим ОСАГО (9,6 тыс. рублей), то культурная столица страны заняла лишь 6-е место. Средний чек полиса в Санкт-Петербурге составлял 9,4 тыс. рублей.
Средний чек ОСАГО для всех населенных пунктов страны, в которых оформляли полис на Банки.ру за 11 месяцев 2023 года, составил 7,7 тыс. рублей.
В среднем по маркетплейсу уровень пролонгации полиса ОСАГО в 2023 году в прежней страховой компании составлял 13%, но значение этого параметра сильно различалось для отдельных городов-миллионников. Реже других пролонгировали полис ОСАГО в той же компании жители Владивостока (3%), а чаще всего — водители из Новосибирска (38%). Уровень пролонгаций в столицах страны был также довольно низким: 7% в Москве и 9% в Санкт-Петербурге. Кроме того, в группу городов с низким уровнем пролонгации попали Пермь (9%) и Уфа (9%). Вместе с тем страхователи в 12 из 17 городов-миллионников продлевали полис в прежней компании чаще, чем в среднем по всем населенным пунктам.
Средний уровень пролонгации сам по себе был довольно низким, что, вероятно, указывает на высокую чувствительность клиентов к цене полиса и меньший вес других факторов выбора ОСАГО, среди которых удобство взаимодействия со страховой компанией, скорость решения по страховым случаям, общая репутация страховщика.