По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, в 2023 году в России зафиксировано 355 тыс. случаев финансового мошенничества, что на 41% больше по сравнению с 2022 годом. Всего мошенники украли со счетов россиян больше 4,5 млрд рублей.
Активное распространение цифровых сервисов рождает больше возможностей для внедрения мошеннических схем, которые с каждым годом становятся все сложнее. Злоумышленники активно пользуются методами социальной инженерии, используют доверчивость граждан и стремление к выгоде.
Рассказываем о наиболее частых схемах мошенничества и разбираемся, можно ли вернуть украденные деньги и как действовать, чтобы не стать жертвой злоумышленников.
Оформление кредита по чужим документам. Согласно исследованию Smart Engines, за 2022 год количество уголовных дел, которые были заведены на основании статьи 327 Уголовного кодекса (наказание за изготовление или оборот поддельных документов), составило 3987. В 2021 году было заведено 5123 дела по этой статье. Однако количество новых преступлений по данной статье за 2022 год увеличилось на 360 случаев до 761.
Мошенники не только подделывают документы (паспорт, водительские права), но и используют утерянные или украденные документы для получения кредитов. В этом случае фотографию на паспорте переклеивают или привлекают максимально похожего человека для получения кредита. Случается также, что при дистанционном оформлении кредита или кредитной карты курьер, который приезжает для подтверждения личности заемщика, состоит в сговоре с мошенниками.
Кредитные брокеры-мошенники. Обычно люди обращаются к кредитным брокерам, когда испытывают сложности с самостоятельным получением займа или рефинансированием текущих кредитов.
Задача брокера также может состоять в подборе максимально выгодных для клиента банковских продуктов. «Черные» брокеры часто обещают получение кредитов под низкую процентную ставку и запрашивают предоплату за свои услуги. После внесения предоплаты «кормят» клиента «завтраками» либо вовсе пропадают.
Другой способ обмана — получение от клиента денег для исправления кредитной истории. Мошенники сообщают, что для того чтобы поправить кредитный рейтинг, человеку нужно перевести деньги в НБКИ (Национальное кредитное бюро кредитных историй).
Оформление кредита обманным путем. Мошенники используют данные клиентов банков: копии анкет, скан-копии паспорта и других документов. Деньги, разумеется, клиент никогда не получит и только спустя время узнает, что у него есть действующий кредит.
Мошенничество при оформлении страховых полисов. Со страховым мошенничеством часто сталкиваются автовладельцы при покупке полисов каско или ОСАГО у страховых агентов. В этом случае злоумышленники предлагают поддельные полисы по привлекательной цене — ниже, чем в страховых или у других агентов.
Самая распространенная схема — звонок от «сотрудника службы безопасности банка», который сообщает клиенту, что с его карты совершен перевод или покупка на значительную сумму. Такой «сотрудник» для отмены операции просит сообщить данные карты, может запросить CVV-код и подтверждающую СМС.
В последние пару лет стала популярна схема, когда звонят из «правоохранительных органов». Задача — получить доступ к средствам потенциальной жертвы, убедив ее перевести деньги на «безопасный счет».
Для этого мошенники сообщают, что деньги человека под угрозой. Варианты могут быть разные: неизвестный пытается взять кредит по документам человека, персональные данные оказались под угрозой. При таких схемах часто организуют сразу несколько звонков от разных ведомств, которые подтверждают слова друг друга. Мошенники создают подложные документы: справки от ЦБ РФ и от силовых ведомств.
Кроме того, мошенники стали звонить от имени Росфинмониторинга. В части случаев злоумышленники пугают человека блокировкой счетов, избежать которой можно, уплатив штраф, пеню, комиссию.
Другой способ: мошенники сообщают, что ведомство раскрыло мошенническую схему, жертвой которой стал человек. Для возмещения ему нужно перевести некую сумму на оформительские расходы.
Клоны интернет-магазинов или сайтов брендов. Фишинг — это способ получения конфиденциальной информации, такой как Ф. И. О., пароль и данные банковской карты, с использованием лживых сайтов, аккаунтов в мессенджерах и соцсетях, а также электронной почты. Преступники маскируются под надежные источники, чтобы обмануть своих жертв и заставить их передать личные данные.
Жертвой фишинга может стать человек, который совершает покупку и вместо реального сайта продавца или бренда попадает на фишинговый сайт. Такие ресурсы, как правило, сделаны качественно, на них используется фирменный стиль, графика и другие узнаваемые элементы. Только после оплаты покупки сам товар человек никогда не получит.
Копии сервисов интернет-банкинга. Мошенники создают клоны банковских сервисов, чтобы украсть личные данные пользователей (логин и пароль личного кабинета в реальном банке). Другой вариант: обещают компенсацию и предлагают ввести данные карты для совершения перевода.
Клоны банковских сервисов могут даже появляться в рекламной строке поисковой выдачи или в рекламных баннерах в социальных сетях.
Рассылки по электронной почте. Мошенники рассылают письма с сообщением о выигрыше в лотерее, получении наследства, денег от государства. Для получения денег просят либо заплатить небольшую сумму, либо ввести данные своей карты для перевода.
Взлом аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах. С аккаунта друга или коллеги в социальных сетях или мессенджерах жертве пишет мошенник и просит срочно перевести деньги для погашения кредита или помощи в сложной жизненной ситуации.
Мошенники изучают манеру общения человека, чтобы добиться правдоподобности. Важная особенность: такой «друг в беде» всегда будет отказываться поговорить по телефону, ссылаясь на срочность или обстоятельства.
Еще одна популярная схема — взлом аккаунта на «Госуслугах». Целей у злоумышленников может быть несколько: получить доступ к личным данным, цифровой подписи, использовать аккаунт для авторизации в сервисах банков и других кредитных организаций для оформления кредитов.
Для взлома аккаунта мошенники могут звонить, представившись сотрудниками «Госуслуг» или МФЦ, сотового оператора или госорганов. Любой предлог подойдет: срочно нужно заплатить штраф, уточнить данные для ФНС, обновить паспортные данные или отменить заявку на кредит.
Например, мошенники в разговоре настаивают, что именно сейчас от вашего имени подаются заявки на кредит, и, чтобы предотвратить это, нужно сообщить код из СМС. Они могут отправлять поддельные документы в мессенджеры для поддержания убедительности.
Суть мошеннической схемы с инвестициями — пообещать жертве высокий доход от вложений и заставить ее перевести деньги на счет. Если обычные вклады в рублях приносят 10–20% годовых, то мошенники обещают доходность как минимум в два раза выше.
Для этого создают клоны-сайты инвестброкеров или реальных бирж. В этом случае после регистрации с человеком работает «финансовый консультант», который формирует портфель инвестиций, постоянно увеличивая суммы вложений. Чтобы все выглядело правдоподобно, в личном кабинете рисуют графики, показывают статистику по доходности вложенных средств.
Мошенники также действуют от имени обычных людей, которые самостоятельно занимаются инвестициями и готовы якобы помочь человеку выгодно разместить свои накопления.
Такие «помощники» обитают в социальных сетях, могут иметь раскрученный профиль и позиционировать себя как эксперта. Встречаются случаи, когда мошенники действуют через аккаунты на сайтах знакомств.
Если вы подозреваете, что стали жертвой мошенников, вам нужно:
Согласно закону «О национальной платежной системе», банк обязан вернуть украденные деньги в течение 30 дней, но только если клиент не причастен к хищению. Например, в случае если системы банка взломали или банкомат заразили вирусом.
Если человек сам предоставил мошенникам данные карты, код из СМС или перевел деньги на «защищенный счет», банк не несет ответственности за возмещение ущерба. Иногда он может сделать исключение для постоянных клиентов и возместить часть средств, однако это, скорее, исключение из правил.
С 24 июля 2024 года вступит в силу новый закон, дополняющий закон «О национальной платежной системе». Банки будут обязаны более тщательно отслеживать операции своих клиентов. Некоторые СМИ сообщают об обязательстве банков вернуть деньги, украденные мошенниками, но ситуация несколько иная.
Появится база данных о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента. В эту базу будут внесены данные о счетах, связанных с мошенничеством. В случае если клиент попытается осуществить перевод на счет из этой базы, банк обязан заморозить операцию и предупредить о рисках.
Если клиент подтвердит операцию, несмотря на предупреждение, и переведет деньги мошенникам, банк ответственности не несет. Однако если банк не прервет операцию или не предупредит клиента, он обязан вернуть украденные деньги.
В случае перевода денег на счет мошенника, отсутствующий в базе данных, банк не обязан отправлять предупреждение и тем более возмещать ущерб. Поэтому необходимо сохранять бдительность даже после 24 июля 2024 года.
Что касается возврата денег из финансовых пирамид, если вы инвестировали в онлайн-хайпы с обещанием высокой доходности, вернуть деньги практически невозможно. Они уже прошли через множество подставных счетов и исчезли.
Однако, если вы вложили деньги в компанию, подписали договор, а потом выяснилось, что это финансовая пирамида, у вас есть шанс вернуть деньги. Для этого необходимо обратиться в полицию, пройти через несколько судебных заседаний и получить исполнительный лист, который поможет приставам найти средства у организаторов пирамиды и вернуть их вам.