Елена Ищеева: В рамках форума «Россия зовет!» на мои вопросы отвечает президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.
— У вашего форума уникальная история. Сегодня вы поделились информацией о том, что однажды Владимир Путин пообещал всегда вас поддерживать. И сегодня в десятый раз он сдержал свое слово. Но не показалось ли вам, что президент был немного уставшим?
Андрей Костин: Нет. Бодр, энергичен. У него впереди тяжелый рабочий день, по-моему. Поэтому, нет, я не заметил.
— Зачем в Россию приезжают инвесторы именно на ваш форум? Что они хотят услышать из первых уст?
— Это информация из первых рук. По существу. От всех ключевых людей, которые курируют российскую экономику на государственном уровне. Вы знаете, это не только президент. Это самое ценное, наверное, но это и министр финансов, и президент ЦБ, и руководитель Счетной палаты был. Плюс надо сказать, что в рамках этого форума всегда проходят встречи «один на один». У нас инвесторы или группы инвесторов встречаются с руководителями ведомств, министерств. Инвесторы встречаются с руководителями компаний конкретных, в какие они заинтересованы вкладывать. Поэтому, это, наверное, возможность за два дня получить огромный объем информации. Возможность пообщаться, в том числе и с компаниями, и с правительством, и с финансовыми кругами. То есть, по существу, уникальная возможность. Я думаю, такой другой для инвесторов практически нет.
— Я слышала из ваших уст и из уст президента, что вы довольны развитием банковского сектора. Скажите как глава группы ВТБ, не планируете ли вы покупки из числа санируемых российских банков и, может быть, частных банков топ-100?
— Ну, нет, вы знаете, мы сделали в этом году три покупки. Они не очень большие, и мы об этом уже сказали, что региональные некоторые небольшие банки нас интересуют. Но, с другой стороны, мы никогда не говорим никогда. Я думаю, просто сегодня для больших покупок у нас нет и капитала достаточного свободного. Поэтому пока мы ориентируемся все-таки на органический рост. Но всегда смотрим за возможностями. Если они появляются, то мы, конечно, быстро достаточно действуем.
— На ваш взгляд, останутся ли в России частные коммерческие банки, которые способны оказать конкуренцию таким гигантам, как вы или Сбербанк?
— Вы знаете, все-таки главный момент — это дальнейшая приватизация того же банка ВТБ. Когда-нибудь эти условия создадутся. Что касается новых банков, ну, вы знаете, что ЦБ намерен продавать банки, которые сегодня находятся у него, но, конечно, сделать очень крупную инвестицию сегодня достаточно сложно в банковском секторе. Он такой достаточно тяжелый сегодня. И поэтому я таких глобальных многомиллиардных инвестиций, в общем-то, не жду. Скорее, это будут последствия приватизации. Многие говорят про это. Но у нас банковский сектор очень конкурентный. У нас 500 банков, у нас 499 банков.
— Вы считаете, это много?
— А где еще столько конкуренции есть, в какой еще отрасли? Что, в газе или нефти у нас столько, или в металлургии? Такого нет, чтобы 500 организаций конкурировали. Да, они разные по размеру. Кстати, пять ведущих банков занимают где-то 60% рынка. Такие показатели есть и в Испании, и в других странах. Это не является уникальным чем-то. Да, у нас большой Сбербанк. Но, я думаю, он в процессе дальнейшей конкуренции как-то будет нивелироваться.
— Но частные, коммерческие останутся? Они вам нужны для того, чтобы вы чувствовали себя в силе?
— Да, конечно, и западные нужны. Мы всегда поддерживали. И когда санкции ввели, мы всегда поддерживали, ни в коем случае, что бы ни делали против нас, не трогайте западные банки, американские, Сити-Банк, другой. Нам обязательно нужна конкуренция.
— «ЮниКредит», «Райффайзен»…
— Безусловно. Нельзя трогать западные банки, они хорошие банки, с хорошими технологиями. То же самое частные. Мы очень ценим Альфа-Банк, например, как крупный частный банк с очень хорошей практикой, методами, продуктами. Поэтому, конечно, мы только за конкуренцию. Она есть, существует. И она очень серьезная, поверьте.
— Наш президент сказал, что у нас нет цели уходить от доллара. Это доллар уходит от нас. Так раскройте тайну, уйдет ли он совсем?
— Нет. Конечно, нет. Доллар уже 70 лет занял прочные позиции. Президент тоже сказал, что сегодня это одна из ключевых валют. Да и для расчетов, и для хранения резервов. Поэтому о таком даже вопрос не стоит. Речь идет о том, что мы защищаем свои интересы в тех областях, где сегодня доллар не можем использовать из-за позиций американской стороны, в частности торговле оружием и так далее. Здесь мы, конечно, вынуждены искать другие методы расчета. И это, кстати, полезно для рубля. Это укрепит и рубль. Это создаст спрос на него.
— На ленте нашего агентства была информация, что вы создаете авиакомпанию совместно со Сбербанком. Это правда, это возможно?
— Вы знаете, мы изучаем эту возможность. Была инициатива. Наша, конкретно Германа Грефа именно. И мы понимаем задачу, что сегодня в стране очень не хватает регионального сообщения. Поэтому мы, имея большой опыт лизинга авиасудов, об этом задумываемся, мы в ближайшее время хотим провести первую встречу. И результаты работы, которую наша команда проделала, обобщить, посмотреть, насколько этот проект будем двигать дальше.
— И еще буквально пару слов о вашем крупном инвестпроекте. Это Петровский парк и стадион «Динамо». Когда же состоится торжественное открытие и болельщики смогут увидеть игру любимой команды?
— Мы официальное открытие планируем в марте первым матчем футбольным. Потому что до этого просто матчей не будет. Играть не будем, но уже введена в эксплуатацию и уже работает вторая часть. Это закрытая часть. И там уже в ближайшее время будут проводиться и концерты, и другие мероприятия. И поэтому на прошлой неделе он был введен в строй, работает. Но торжественное открытие мы планируем первым футбольным матчем, который будет между командой «Динамо» и, по-моему, «Спартаком» или какой-то еще очень важной командой. Такой знаковый будет футбольный матч.
— Спасибо большое. Удачи!