Когда мы оцениваем, насколько хорошо работают наши сбережения, то сравниваем их доходность с результатами вложения в какой-нибудь простой инструмент, не требующий активного вмешательства. Например, правило хорошего тона для инвестора, который вкладывается в акции, — обогнать индекс биржи, на которой он эти акции покупает. То есть, по сути, обогнать рынок в целом. Портфель из облигаций должен обгонять доходность банковских депозитов. Но правильные ли это цели? Или, если сформулировать вопрос по-другому, динамика биржевого индекса или доходность депозита сама по себе — это много или мало? С чем ее сравнить?
Есть один скромный бенчмарк, с которым редко меряются в скорости, потому что кажется, что это слишком легкий соперник. Речь про инфляцию, или, проще говоря, рост цен. Последние четыре года цены меняются на 2—4% — по крайней мере, официально. Что такое 2% годовых для акций? Плевое дело.
Давайте проясним два момента.
Первое — почему именно инфляция важна для понимания того, насколько эффективно мы управляем деньгами? Помечтаем немного и представим, что в 2000 году мы были счастливыми обладателями 1 млн рублей. Мы положили его под матрас, 20 лет усердно трудились, пополняли нашу кубышку и удвоили сумму. Если рассуждать номинально, мы молодцы. Был миллион, стало два. Но экономисты любят рассуждать реально. Ведь деньги, в конце концов, — это средство обмена. На пенсии мы будем обменивать накопления на реальные товары и услуги. И вот тут обнаруживается интересное. Идем на сайт Росстата и смотрим, сколько стоили продукты в 2000 году и сейчас. Например, в 2000 году на миллион можно было купить 45 400 килограммов яблок. А сейчас на два миллиона — 18 800. Пока мы копили наш второй миллион, яблоки успели подорожать в пять раз.
Второе — насколько опасны для нас 2% годовых? В годовом выражении, как любит представлять цены Росстат, цифры не кажутся опасными. Но не будем забывать, что если что-то дорожало на 5% в течение десяти лет, то за десять лет оно подорожало не на 50%, а на 60%. Сказывается эффект сложных процентов, когда прирост за следующий период увеличивает не только само исходное значение, но и рост, накопленный за предыдущие периоды. Чтобы воспроизвести эффект сложного процента с помощью инвестиций, нужно реинвестировать доходы от инструментов, в которые вложены наши деньги. А инструментов таких не так уж много.
Инфляция в долгосрочном периоде — наш главный соперник. Мы становимся реально богаче только в том случае, если наш капитал растет быстрее, чем цены. Сегодня мы начинаем серию видео, в которых сравним эффективность разных популярных инвестиционных инструментов с инфляцией. Многим из вас придется пройти через отрицание, гнев, торг, депрессию и смирение — пять стадий принятия неизбежного.
А начнем мы с самого простого и популярного в народе инвестиционного инструмента — долларов. Итак, наша стратегия: купили в 2000 году 100 долларов и положили в конверт. Что случится с ними за следующие 20 лет?
В начале января 2000 года один доллар США стоил 27 рублей. На 100 долларов можно было купить 122 килограмма яблок. В конце декабря 2020 года курс — 74 рубля. Наши сто баксов превратились в 7 400 рублей. А сколько это в яблоках? Сюрприз-сюрприз! 70 килограммов. За 20 лет американская валюта подорожала в рублях в 2,7 раза. Яблоки — почти в пять раз. А в среднем потребительская корзина за этот период подорожала в семь раз.
Почему доллар с таким разгромным счетом проигрывает инфляции? Причины две. Первая — когда дорожает доллар, автоматически растет рублевая цена импортных товаров, комплектующих и сырья, а значит, в инфляции уже заложено ослабление рубля относительно доллара. Кроме того, в 2000-х годах Центробанк следил за курсом доллара, а не за инфляцией. Если долларов в экономике становилось много, ЦБ выпускал рубли и скупал на них лишние доллары. Больше рублей в экономике — больше инфляция. Зато курс доллара стабильный.
Вывод простой: доллар, несмотря на его популярность в народе, не является средством защиты от инфляции на длинной дистанции. В следующих видео мы продолжим проверять эффективность способов вложения денег.
Владислав КОВАЛЕНКО, Banki.ru
Подписывайтесь на YouTube-канал Banki.ru! Чтобы не пропустить новые видео, включите уведомления, нажав на колокольчик.
Комментарии
причины для этого -
1. постоянная пошаговая стратегия к росту курсу СКВ (психологически чем выше продается СКВ тем больше спред и выручка)
2. постоянное пополнение денежной массы для покупки дешевой валюты (СКВ) - смотрим выше за счет чего (прибыль организации)
3. недооцененный фактор экономики в том, что большой портфель товаров и усуг на внутреннем рынке - это импорт по стоимости высокого курса
4. переориентация отраслей в разрезе цен на мировые и хеджирование на внутреннем рынке (подтягивание цен)
все это раскручивает маховик инфляции и способствуют увеличению затрат в блоке операционные финансы. тут тебе и рост цен на оборудование и запасных частей, тут тебе постоянная инфляция в заработной плате по ФОТ.
ибо, в добавок к инфляции, для обновления активов и операционной деятельности, вместо накоплений будет использоваться кредитное плечо - которое имея в качестве обеспечения изношенное оборудование, товар на складе и контракты продаж, будет по цене дороже чем не распределенная прибыль или же ценные бумаги.
поэтому вместо того, чтобы работать на снижение инфляции и укрепления рубля - весь бизнес обдуманно ради прибыли - раскручивает маховик инфляции.
В ваших расчетах вы упустили ключевой фактор: инфляция на товары повседневного спроса всегда выше инфляции на товары длительного пользования. И как правило, люди сберегают и накапливают капитал для товаров длительного пользования, а значит в расчетах нужно было использовать инфляцию на этот вид товаров.
И если бы вы провели расчет для автомобиля порш одной и той же модели, но разных лет выпуска, то оказалось, что валюта - прекрасный способ защититься от инфляции на товары длительного пользования
1. Где проценты по долларовым вкладам за эти 20 лет? В среднем было 3-4% годовых. Да, в связи с ковидом они упали, но мы же считаем за 20 лет?
2. Если уж говорить о самой нищенской, без намека на автомобили и дорогую электронику, модели потребления, то все равно: почему яблоки? Возьмите овсянку - расклад будет другой. Я вот люблю овсянку.
3. Если уж яблоки, почему в июле, когда цены на них традиционно пиковые? Через месяц будет новый урожай. Посмотрим тогда на ваши яблоки.
На этом остановлюсь, но вообще-то список можно продолжать и продолжать. Не убеждает статья.
Это заказ Кремля! Очевидно же!