Я ИП, работаю много, отдыхать особо некогда. Но на новогодние каникулы решил-таки немного отдохнуть, сразу возник денежный вопрос - все мои средства в деле и уменьшив оборот я понесу бОльшие убытки, чем если возьму кредит. Проанализировал предложения примерно десяти банков, решил обратиться в Советский. Устроило, что не нужны залоги-поручители, и подтверждение дохода возможно не только справкой 2-НДФЛ (которой у меня как у ИП просто и быть не может), и не только налоговой декларацией (какая может быть декларация у ИП, применяющего "упрощенку" и сдающего декларацию раз в год, который зарегистрировался в 2009 году, а работать начал в 2010).
Оставил заявку на кредит на сайте банка 14 декабря вечером и сразу был приятно удивлен: примерно через полчаса - час мне перезвонили из Питера - вот уж не ожидал такой оперативности в вечерние часы. Во время разговора были уточнены некоторые детали, которые на сайте я и не мог указать.
На следующий день, 15 декабря, из банка позвонил мужчина, я так понимаю сотрудник СБ - несколько довольно стандартных уточняющих вопросов. Через некоторое время опять звонок из Питера - сообщили, что банк может выдать мне кредит, но меньшую сумму (срезали 40%) - ну что же, в моем случае не страшно, и в любом случае лучше, чем просто отказ, конечно такая ситуация могла привести к бессмысленности получения кредита, но не в моем случае.
16 декабря в первой половине дня позвонили и Питера и сообщили, что получено предварительное согласие банка, что я могу приехать в банк для подачи документов и через час-полтора получить деньги. Кстати, звонившая сказала, что необходимо иметь при себе следующие документы: паспорт, справка о доходах, свидетельство о регистрации в качестве ИП (вместо трудовой), ИНН, пенсионное свидетельство, водительское удостоверение и загранпаспорт - хм, не проблема, все или с собой, или в офисе хранятся, только за загранпаспортом пришлось домой сходить (благо мой офис не далеко от дома).
Ну что же, документы собраны, рюкзак на плечо и отправляемся в офис банка на Курскую (предварительно посмотрев на сайте банка адрес и схему проезда, осмотрев предполагаемое расположение офиса на Яндекс-картах в режиме "Панорамы" - хм, даже намека нет, ладно, там съемка летняя, может устаревшая). Приехал на Курскую, направление примерно знаю, так, а дальше куда? Достаю телефон, GPS-навигатор, где-то здесь... Хм, тот же унылый переулок, как в "Панораме", разница только во времени года... И никаких банков, указателей и даже намеков... Так, судя по картам, дом где-то во дворах, надо попробовать туда пройти... Хм, ничего... О, на дереве листочек, отпечатанный на принтере "Банк туда" - я на верном пути... И куда теперь, где это "туда"? Может, прошел? Оборачиваюсь. Ух, ты, на заборе указатель с искомым адресом. Шлагбаум, рядом табличка с искомым названием, подъезд единственный, вывески нет - может внутри кто-то знает. Ну, слава Богу, нашел!
Примерно в 15 часов я вошел в опер. зал. Ждать не пришлось, в опер. зале практически не было клиентов (наверное, они просто потерялись на подходах... :-X ). Довольно быстро были произведены необходимые действия по сканированию и копированию моих документов, отправке заявки на очередное согласование. Кстати, выяснилось, что из документов вполне достаточно паспорта, свидетельства о регистрации в качестве ИП, ИНН и справки о доходах в свободной форме, для чего мне по телефону сказали привезти все остальные документы так и осталось загадкой, причем не только для меня. Затем мне было предложено подождать час-полтора, пока заявка будет рассмотрена.
Примерно через час пришла информация, что необходимо предоставить выписку по расчетному счету, в качестве документа, дополнительно подтверждающего мой доход. Надо - предоставим, тут никаких нареканий к банку нет, тем более что раньше и по телефону у меня уточняли смогу ли я ее предоставить, если понадобиться.
Примерно в 18 часов я вернулся в банк с выпиской по расчетному счету, которая была отсканирована и заявка отправилась на очередное рассмотрение-согласование в Питер. Как жаль, что я тогда не знал, что в это время в Питере в самом разгаре был корпоратив, и остался ожидать результатов, надеясь, что все-таки получится до окончания рабочего дня банка (20-30) оформить документы и получить деньги. До 20 часов я ждал, слушая, как девушки-операционистки тщетно пытаются дозвониться до службы авторизации. Смысла ждать и дальше не было, в какой-то степени я даже был рад, что не придется идти с деньгами по темным закоулкам в направлении Курского вокзала...
17 декабря я дозвонился в банк, получил информацию, что моя заявка одобрена, можно приехать и что времени понадобится примерно час. Так и вышло, документы были оформлены довольно быстро (правда я теперь смогу даже во сне написать полностью фамилию, имя и отчество, расписаться и поставить дату) и я отправился в кассу.
Отдельно хочется отметить работу кассира. Я провел довольно много времени в опер. зале, чтобы заметить одну странность - обычно, когда клиент приходит сделать платеж по кредиту и ему в опер. зале выдают готовый приходный ордер, ему остается только отдать его (ордер) и деньги кассиру, то последняя операция должна происходить довольно быстро. Тут же клиенты заходили в кассу минут на 5-10. Причину я понял, когда получал деньги. Итак...
Получив в опер. зале расходный ордер на сумму кредита (одобренная сумма + сумма комиссии + стоимость страховки) и приходный ордер на сумму комиссии + страховка я пришел в кассу, положил в лоток оба ордера и паспорт, и стал наблюдать за работой кассира (больше мне делать было и нечего). Получив документы, кассир внимательно сверила данные паспорта с данными в расходнике (одобряю). Затем на печатающем калькуляторе подсчитала разницу в сумме ордеров (сколько выдавать на руки), оторвала распечатку этого расчета, внимательно сверила с суммами ордеров (я был несколько удивлен, что она не пересчитала результат на обычном калькуляторе :)). Затем она взяла пачку пятитысячных купюр и, несмотря на наличие в кассе довольно дорогой счетной машины, которая многое умеет, не торопясь вручную отсчитала необходимую сумму. Потом она положила отсчитанные купюры в счетную машинку, после чего пачка купюр была перевернута и другой стороной отправлена на пересчет в ту же машину. Но это еще не все, после второго машинного пересчета, она (кассир) не торопясь пересчитала деньги вручную и спросила меня "вам всю сумму пятитысячными?". Получив положительный ответ, она тщательно замотала пачку резинкой и передала мне. Надо ли говорить, что после всех этих манипуляций мне ничего не оставалось, как самому пересчитать еще раз купюры - кассир внимательно наблюдала за пересчетом и считала вместе со мной.
Резюме: Я не пожалел, что обратился в этот банк и, если бы не питерский корпоратив, моя оценка была бы "5".
Пожелание к банку: Не знаю, каково искать другие офисы, но офису на Курской очень не помешают указатели, или хотя бы самые простые штендеры.