Этим вечером я собирался писать отзыв о нашем с женой знакомстве с банком Балтика. О том, какое хорошее обслуживание в калининградском офисе, как приветливо, быстро и четко работают все операционисты, и в частности Марина Головчук, которая занималась оформлением моих документов. Как оперативно работает Интернет-банк. Представьте, спустя три часа, оба поступления, отправленные межбанком были отражены на счете карты и по вкладу, а еще через час пришла SMS о доступности средств для операций с картой. "Это 5!" - подумал я.
Каково же было мое удивление, когда сегодня я не увидел в интернет-банке ни того пополнения, ни другого. Я позвонил на линию поддержки, где выяснилось, что моя карта не активирована, для активации мне нужно совершить какую-нибудь операцию в банкомате банка с вводом ПИНа, например запрос баланса. Честно сказать, я пытался два раза, но оба раза после ввода ПИНа открывалось меню, в котором было всего три пункта (платежи, переводы вроде, и что-то еще), среди которых не было ни просмотра баланса карты, ни снятия наличных. Меня это удивило, конечно, но я списал это на то, что банкомат мне незнакомый, хотя раньше никогда не путался даже англоязычном меню. Но, к этому вопросу вернусь позже, хотя бы операция пополнения в выписке по счету карты видна, и ладно.
Но не дает покоя то, что в день пополнения информация присутствовала так же и в списке операций карты, и пришла же SMS, черт возьми, по "неактивированной" карте! Но самое огорчительное касается пополнения вклада. Как я и сказал, в день пополнения сумма вклада увеличилась, пополнение даже отразилось в списке операций, все отлично как бы. Что же произошло? В поддержке сказали, что оказывается, пополнить вклад можно только с моего текущего счета, с которого была зачислена первоначальная сумма вклада. Таким образом, мой успешно поступивший дополнительный взнос во вклад был затем отменен и отправлен на счет невыясненных(!) платежей и будет спустя 5 дней возвращен в банк-отправитель.
Самое печальное то, что именно межбанком я и собирался этот вклад регулярно пополнять. Во-первых, у меня уже был неудачный опыт, когда я отдал в один банк платежное поручение, деньги с моего счета списали, а в другой банк так и не дошли, исчезли значит, а затем и сам банк перестал существовать, поэтому я люблю чтобы все ходы были записаны. Всегда можно сверить сумму пополнений по выписке в банке-отправителе. Ну, к примеру, зачислил на текущий счет, а с него мало ли куда отправил? Во вклад или нет, докажи потом... А во-вторых, было желание настроить регулярный платеж со счета в другом банке на счет вклада, чтобы денежка капала сама собой. А иначе придется караулить деньги на текущем счете и только потом отправлять их во вклад. Неудобно.
Почему же мой дополнительный взнос отвергли? В интернет-банке в подробной информации по вкладу размещены реквизиты для его пополнения и примеры заполнения назначении платежа. Сверяю - все верно. Назначение заполнял аккуратно: "Дополнительный взнос по договору вклада [номер], от [дата], НДС не предусмотрен". Перечислял с собственного счета физлица. Банки иногда фиксируют в договорах возможность отказа при поступлении во вклад средств от третьих лиц, но это категорически не мой случай. В чем же дело? В поддержке сказали, что ИБ запустили недавно, не успели подправить информацию о пополнении по счетам вкладов. Ну да и ладно, в конце-концов, это ведь действительно не справочной информацией в ИБ определяется, а договором вклада.
Берем договор, читаем: "2.3. Банк принимает на Счет вклада дополнительные взносы в течение всего Срока вклада, в сумме не менее 500 рублей..." Как видите, больше никаких ограничений (по способам, срокам, количествам) на внесение дополнительных взносов, кроме как минимальная сумма пополнения, договором не установлено. Процедура открытия вклада через текущий счет, описанная в п. 1.1 - 1.3 договора касается исключительно лишь первоначальной суммы вклада (уж не буду цитировать тут их целиком). На теоретическую возможность проводить операции непосредственно со счетом вклада, минуя текущий счет, указывает так же п.3.2.3. "Вкладчик обязуется не проводить операции, связанные с предпринимательской деятельностью по счетам, указанным в п.1.2 (счет вклада) и 1.3. настоящего договора". Рассуждаем логически, если единственная разрешенная корреспонденция по Кт423 (счет вклада) - Дт408 (текущий счет), является внутрибанковской, то какую связанную с предпринимательской деятельностью операцию по счету вклада я мог бы провести? Не иначе как через межбанк! Что же получилось? По всей видимости, банк применил пункт 3.4.1 о безакцептном списании ошибочно зачисленных средств на счет вклада. Хотя оснований считать их таковыми очевидно нет.
Пребывая в полной растерянности, оценку ставить не спешу. Авось все наладится и объяснится и с картой, и с вкладом. Уж очень хочется подружиться с Балтикой, с ее радушным и слаженно работающим офисом.