Пополнял вчера в отделении "Цветной бульвар" вклад по доверенности за свою супругу. После пополнения выдают выписку по счету, не заверенную операционисткой. Прошу заверить. Операционистка со стальным блеском в глазах говорит, что выписки не заверяются по указанию Центробанка. Номера указания Центробанка при этом не называет. Ну да, репутация Центробанка известна всей стране и всегда можно за нее спрятаться: "Мол, не мы такие идиоты". Сразу на память приходят уже не единичные случаи, когда банки при отзыве лицензии уничтожают всю базу данных о вкладчиках. И доказывай потом АСВ был ли тебя вклад и на какую сумму. В этом случае указание Центробанка для банка очень кстати. Получил вкладчик выписку банка и может смотреть в нее сам. Не вздумай он только никому ее показывать в качестве документа. Все равно никто не поверит. И банку заверять выписки невыгодно: трудно будет потом "корректировать" базу данных по вкладчикам. И АСВ не нужно: грохнул банк базу данных о вкладчиках и, глядишь, компенсаций меньше надо выплачивать.
Я тогда осторожно так операционистке говорю: "Ну вы хотя бы поставьте на выписке свою личную подпись и печатку, что это вы мне эту выписку дали". Категоричное мотание головой в ответ. Мол в том смысле, что никакой ответственности за ту брехню в виде выписки, которую она выдала, она нести не хочет. А вдруг в ней вранье сплошное? А ей отвечать потом. Я тогда прямо ее спрашиваю: "Но тогда как же я докажу я вносил эту сумму?" "А по приходному ордеру, храните его его" Замечательно! А если я какую-либо бумажку потеряю, это мои проблемы.
Вот я и думаю: а может быть в приходном ордере указан текущий счет и деньги будут лежать в банке без начисления процентов? Да проверьте вы сами номер счета, скажут мне в банке, Видите: шестнадцатая ли семнадцатая цифра в номере тройка, а не четверка! Это означает текущий счет, а не вклад. Или наоборот. Каждый, кто лет десять проработал в нашем банке это знает. Не разбираетесь? Не вникаете? Вам ясность подавай? Редко делаете операции по вкладам, чтобы выучивать все номера счетов? Это ваши проблемы. И когда при закрытии вклада выяснится, что деньги лежали на текущем счету без процентов, мне могут сказать, что, видимо, я сам попросил операционистку зачислить деньги на текущий счет, в чем я и расписался в приходном ордере. А что у вас есть не заверенная выписка, то она же операционисткой не заверена. Нет ее подписи там. Я вспомнил категоричное мотание головой операционистки в ответ на предложение поставить свою подпись и печатку.
Продублировать заверение операций при помощи выписки банк не намерен. Господи, да зачем же они незаверенную выписку выдают? Наверное, что поехидничать на вкладчиком. Ну вот получил, я первый стресс. Может быть такое указание Центробанка и существует. Но по тому, что мне не сказали его номер и дату, оно какое-то древнее, выкопанное банком из километров полученных от Центробанка указаний, и явно устаревшее, не учитывающее неединичные уже, увы, случаи полной ликвидации рядом банков базы данных о вкладчиках после отзыва лицензии. То есть банк не обращается к Центробанку с просьбой отменить это уже устаревшее указание, и не и идет навстречу вкладчикам, чтобы каким-то способом выработать компромиссное решение.
Уже вечером я сказал своей супруге о пополнении счета. И тут выясняется, что СМС-информирование на ее телефон о пополнении не поступало! СМС-информирование до этого приходило всегда при любой операции по вкладу. Второй стресс! Куда делись деньги? Заверенной выписки не дали, смс о пополнении не пришло! Супруга говорит, что все может быть и зачислено, просто в банке работают обычные разгильдяи, не нажали на какую-то кнопочку и нет смс-информирования. Или не нажали на какую-то кнопочку и нет начисления процентов на сумму пополнения?
Звоню в банк по номеру, указанному на сайте. Ответ: введите номер по меню. Ввожу, длинные гудки. И так несколько раз. В общем, банк не отвечает по телефону. Третий стресс! Может быть им Центробанк запрещает отвечать по телефону? Но это может быть, когда лицензия у банка уже отозвана. Когда один раз - это случайность, два раза - несчастливая случайность, но три раза - это уже система. То есть организация работы банка системно направлена на получение стрессов клиентами банка. Обшарил сайт банка - сообщений о прекращении смс-информирования нет. Проведя бессонную ночь, утром дозвонился до банка.
В рюземе: на словах мне сказали, что деньги во вклад зачислены. Что смс не пришло, это технический сбой. В том смысле, что по этой сумме уже никогда ничего не придет. А что в отношении будущих операций, то может придет, если конечно исправят. Никакой заверенной выписки или других документов, подтверждающих причисление суммы к вкладу, я получить не могу. Я должен верить словам сотрудников банка. И только их словам. Никаких подтверждающих документов! Только полное доверие к словам, потому что сотрудники банка не могут ошибаться или допускать технических сбоев! Или все-таки могут?